Взаимоотношения между братьями (1)
Отрывок из послания
к Галатам 6:7,8 («Не
обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.
Что посеет человек, то и пожнет: сеющий
в плоть свою от плоти пожнет тление, а
сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную»)
применим ко многим сферам человеческой
жизни. Эти стихи, можно сказать, - стихи
универсальные. Они относятся не только
к жизни христиан, к их взаимоотношениям
между собой в теле Христовом, но и вообще
к жизни всех людей на Земле, к их
взаимоотношениям друг с другом. Ведь
часто можно наблюдать, что, действительно,
если человек, к примеру, сеет зло по
отношению к другим людям, то, в конце
концов, он зло пожинает по отношению к
себе. И не обязательно со стороны тех
людей, которым причинил зло. Оно может
свалиться на его голову совсем не оттуда,
откуда его ожидает, и может иметь
необычную форму, может быть, непривычную
для стандартного человеческого
представления о том, что есть зло. Но
принцип, заложенный в послании к Галатам
6:7,8, работает всегда. Просто не всегда
у нас есть возможность проследить, как
этот принцип действует по отношению к
конкретным людям. Мы все привыкли видеть
какие-то определенные проявления (плохие
или хорошие) в отношении тех или иных
людей. И отсюда, наверняка, складывается
такое мнение у некоторых, что вот,
дескать, нечестивые процветает и Бог
их не наказывает, а праведные страдают
из-за своей праведности. Но нам не нужно
подвергать сомнению принципы, которые
заложены в Писании. Нам нужно стараться
замечать то, что происходит в жизни
разных людей, и, может быть, на первый
взгляд незначительное и неотносящиеся
к делу, рассматривать не как случайности,
но как закономерности.
Конечно,
философствовать по данному вопросу
можно долго, но давайте будем говорить
о том, что касается непосредственно нас
как детей Божиих и наших взаимоотношений
друг с другом в свете того, что мы находим
в вышеупомянутом отрывке Писаний.
Если задать
простой вопрос всем нам: «какими должны
быть взаимоотношения между братьями»,
наверняка, единственно правильным
ответом будет: «такими, какими их хочет
видеть Бог». Но увы, не всегда эти
взаимоотношения складываются так, как
должно. Кто-то сеет по отношению к кому-то
или целой группе людей какое-то злое
семя, говоря образно, и пожинает
соответственно то же. Это зло может
выразиться в разных аспектах
взаимоотношений. Ну, например, такой
аспект взаимоотношений, как дача чего-то
в долг. Кто-то из братьев нуждается в
деньгах и просит другого брата, у которого
есть такая возможность, дать ему
определенную сумму на какое-то время.
Тот брат, который дает в долг, надеется,
что через определенное время получит
деньги обратно. Но вот это время проходит,
а взявший в долг не собирается отдавать.
Он, конечно, может находить разные
причины, кажущиеся, на его взгляд,
вескими, почему он медлит с отдачей
долга, но факт остается фактом: взяв
деньги на определенное время с
обязательством вернуть по прошествии
этого времени, он свое обязательство
не выполнил. Как можно охарактеризовать
такое отношение брата? Ну, мягко говоря,
как непорядочное.
На какое
отношение со стороны брата, который дал
в долг, и также со стороны других братьев,
он может рассчитывать? Естественной
реакцией после такого инцидента будет
недоверие к такому брату. Вряд ли кто-то
захочет в следующий раз давать ему
деньги в долг. Конечно же, тот брат,
который давал деньги в долг, даже не
надеясь когда-либо получить их обратно,
в конце концов должен будет простить
ему этот долг, потому что Христос учит
нас прощать долги должникам нашим. Но
этим правилом нельзя злоупотреблять,
так как есть другой отрывок, который
также говорит, как мы должны поступать
по отношению друг ко другу. Это Римлянам
13:8: «Не
оставайтесь должными никому ничем,
кроме взаимной любви; ибо любящий другого
исполнил закон».
Поэтому тот брат, который остается
должником по отношению к другому брату,
должен помнить о том принципе, который
заложен в послании к Галатам 6:7,8. И
окажись в подобной ситуации в следующий
раз, он должен будет пенять только на
себя.
Говоря о
взаимоотношениях между братьями, какими
они должны быть, не лишне будет вспомнить
тот инцидент, который произошел между
Павлом и Варнавою по поводу Иоанна
Марка, о котором мы читаем в книге Деяний
15 главе. В Деяниях 15:35 написано: «Павел
же и Варнава жили в Антиохии, уча и
благовествуя, вместе с другими многими,
слово Господне».
Из этого стиха ясно видно, что Павел и
Варнава были сотрудниками в деле
Господнем. Они вместе учили и благовествовали
слово Божие.
Читаем дальше:
«По некотором
времени Павел сказал Варнаве: пойдем
опять, посетим братьев наших по всем
городам, в которых мы проповедали слово
Господне, как они живут. Варнава хотел
взять с собою Иоанна, называемого Марком.
Но Павел полагал не брать отставшего
от них в Памфилии и не шедшего с ними на
дело, на которое они были посланы. Отсюда
произошло огорчение, так что они
разлучились друг с другом; и Варнава,
взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав
себе Силу, отправился, быв поручен
братиями благодати Божией, и проходил
Сирию и Киликию, утверждая церкви»
(Деян. 15:36-41). Из этого отрывка видно, что
произошло разногласие между Павлом и
Варнавою по поводу Марка. Что там
случилось, мы достоверно не знаем, почему
Павел не хотел брать отставшего в
Памфилии Марка. Почему Марк отстал, мы
тоже не знаем. Мы можем только догадываться.
Возможно, где-то он проявил какую-то
слабость, не проявил достаточного
усердия в том деле, на которое был
поставлен. И Павел отнесся к такому его
отношению на тот момент принципиально.
Варнава же, видимо, иначе смотрел на всё
это. Как бы там ни было, то была временная
проблема. Дальше мы видим нормальное
отношение Павла к Иоанну Марку. Такие
отрывки как Колоссянам 4:10 и 2 Тимофею
4:11 доказывают это.
Какой можно
сделать вывод из всей этой истории? То
разногласие, которое произошло между
Павлом и Варнавою, было, скорее всего,
вопросом мнений. Павел смотрел на это
так, а Варнава по-другому. Посему они на
тот момент, как говорится, разъехались
в разные места. Но потом они снова
продолжали трудиться вместе на благо
дела Господнего.
Но давайте представим себе другую
ситуацию, другой исход этого инцидента.
Предположим, что этот их конфликт перерос
в откровенную вражду. И они не только
не имели желания в дальнейшем работать
вместе, но даже искали возможности
всячески насолить друг другу, может
быть скомпрометировать друг друга в
глазах остальных братьев. Кошмарная
ситуация, не правда ли?
И какие могли
быть последствия такого положения
вещей? Можно сказать однозначно, что
ничего хорошего из этого бы не вышло.
Это был бы дурной пример прежде всего
для других братьев. В конце концов дело
Господне пострадало бы. Увы, но сегодня
можно наблюдать, как какие-то ничтожные
вопросы мнений становятся камнями
преткновения братьям, ссорят их. Вместо
того, чтобы проявить мудрость и смирение,
спокойно подойти к решению конфликтной
ситуации, христиане начинают демонстрировать
своё «Я». В конце концов, это вредит
развитию, духовному росту общин Церкви
Христовой, а для кого-то может послужить
поводом уйти в мир.
Но не так нам
нужно поступать в подобных ситуациях,
братья и сестры. Должно брать пример с
Павла и Варнавы, учиться у них мудрости.
И помнить о том принципе, который заложен
в послании к Галатам 6:7,8. Ведь если мы
сеем раздор между собой, то, в конце
концов, можем пожать вражду, непонимание,
нетерпимость и другие негативные
проявления. Кому это будет на пользу?
Никому. Разве что сатана будет радоваться,
что христиане льют воду на его мельницу.
Да, конечно
же, мы все такие разные. У нас разные
темпераменты, разные характеры. Кто-то
импульсивный, а кто-то более флегматичный.
Кто-то привык долго все обдумывать,
прежде чем сделать определенный шаг, а
кто-то может, не обдумывая, наломать,
как говорится, кучу дров. Здесь нам нужно
проявлять по отношению друг к другу
терпимость, исправляя и научая друг
друга в духе кротости, чтобы не быть
камнем преткновения друг для друга.
Потому что так легко осудить другого,
унизить, но порой нелегко проявлять
терпимость, понимание, желание в духе
кротости и любви наставить и исправить.
Апостол Павел учит нас, как нам нужно
поступать: «А
ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты,
что унижаешь брата твоего? Все мы
предстанем на суд Христов. Ибо написано:
живу Я, говорит Господь, предо Мною
преклонится всякое колено, и всякий
язык будет исповедывать Бога. Итак
каждый из нас за себя даст отчет Богу.
Не станем же более судить друг друга, а
лучше судите о том, как бы не подавать
брату случая к преткновению или соблазну»
(Рим. 14:10-13). Учитывая эти слова Павла,
давайте будем достойными его учениками.
Юрий Онищенко