«Выпускные экзамены» Иова (1)
Книга
Иова является одним из самых глубокомысленных
произведений, когда-либо украшавших
мировую литературу. Известный
писатель-романист Виктор Гюго однажды
сказал, что если бы вся мировая литература
была уничтожена, и он мог бы спасти один
экземпляр, то это была бы книга Иова.
Основная
тема этого произведения известна
большинству изучающих Библию. Иов был
известным и состоятельным человеком.
И что ещё более важно, он был благочестивым
человеком, который был примером духовности
среди своих современников.
Когда
сыны Божьи собрались вместе по какому-то
случаю, пришёл также и сатана. Господь
спросил Своего врага: «Обратил
ли ты внимание твое на раба Моего Иова?
ибо нет такого, как он, на земле»
(1:8).
Дьявол
признал, что патриарх почитает Господа,
но обвинил его в том, что его преданность
не является бескорыстной; Господь много
сделал для Иова, и поэтому тот служил
Ему. Иными словами, Иов был «купленным»
человеком. Это злобное обвинение было
не только оскорблением Иова, но и
«пощёчиной» Господу. Его подтекст был
таковым, что Господь был
недостоин, чтобы люди служили Ему за
Его собственные добрые качества.
Без «взяток», которые Он скупо раздаёт,
Бог не заслуживал бы человеческой
преданности.
И
вот, чтобы люди знали, что Господь Бог
достоин
служения на основании самой Его природы
(Псалом 17:4), Господь предоставил сатане
свободу мучить Иова. Патриарх потерял
своё богатство, большую часть семьи,
здоровье и доверие своих друзей. Он был
подвергнут тяжкому испытанию.
Большая
часть этого произведения вращается
вокруг цикла «споров», которые Иов вёл
с тремя своими друзьями: Елифазом,
Вилдадом и Софаром. Они считали, что
страдания Иова были следствием некоего
ужасного потаённого греха; и если бы он
только исповедал своё прегрешение, его
жизнь вернулась бы в обычное состояние.
Эти ненадёжные друзья не имели ни
малейшего представления о том, что стоит
за великими страданиями человека,
собственно, так же как и Иов! Но эта
тройка «жалких утешителей» (16:2) изводила
своего страждущего друга, пытаясь
заставить его покориться. Хотя они
думали, что стараются в его лучших
интересах, на самом же деле они были
«бесполезными врачами» (13:4).
Жалоба Иова
В
начале его испытаний вера патриарха
была крепка. «Господь
дал, Господь и взял; да будет имя Господне
благословенно!»
(1:21). И вновь: «Неужели
доброе мы будем принимать от Бога, а
злого не будем принимать»
(2:10).
Однако
после месяцев мучений (7:3), как душевных,
так и физических, знаменитое «терпение»
Иова (ср. Иакова 5:11) начало истощаться.
Порой у него были яркие проблески великой
веры: «Вот,
Он убивает меня, но я буду надеяться…»
(13:15). В других случаях он мог быть резким
обвинителем. Он полагал, что Бог не
делает никаких различий между добрыми
и злыми людьми. Когда страдают невиновные
люди, Бог насмехается над их бедой. Он
позволяет нечестию безудержно
распространяться по земле. Он дерзко
вопрошает: «Если
не Он, то кто же?»
(9:22-24). Его собственный случай, как он
считает, является особенно вопиющим.
Всемогущий, обвиняет он, по сути,
использовал его в качестве мишени,
поразив его тело ядовитыми стрелами
(6:4; 16:13).
В
своих страданиях Иов выдвигает всё
более дерзкие обвинения своему Создателю.
Он говорит о своём желании встретиться
с Богом на суде. Он наполнил бы уста
«оправданиями» и изложил бы своё дело
перед «престолом» Господа (23:3,4). Или же
возможна иная договорённость: Бог мог
бы спрашивать его, а он с удовольствием
бы отвечал (ср. 13:22). Он отстоял бы свою
невиновность в любом преступлении,
которое заслуживало такого наказания,
какому он был подвергнут.
Иов
считал, что Господь обошёлся с ним
несправедливо. По сути, он предполагал,
что Господь не руководит земными делами
с мудростью. Если бы Творец захотел
получить от него совет, он с радостью
бы дал его!
Ответ Господа
По
прошествии определённого периода
времени Господь решил «ответить» Иову
(38:1). Он предупредил человека из земли
Уц, чтобы тот «препоясал чресла свои»,
что значит: «Приготовься к серьёзному
делу; ты просил о нём, и теперь вот оно».
Затем Господь начал засыпать Иова рядом
очень трудных вопросов (примерно,
шестьдесят). Эти «выпускные экзамены»
были предназначены для того, чтобы
открыть патриарху то, насколько мало
он знает о земле и её окружающей среде.
Иов выказал готовность критиковать
своего Творца и давать Ему советы о том,
как вершить дела на этой планете, однако
сам он не может ответить на большинство
основных вопросов о том, как она действует.
Своими строгими вопросами Господь
поставит этого критика на своё место.
К чести Иова он будет слушать и учиться.
Методика
Повествование,
запечатленное в 38:1–41:26 довольно легко
подразделяется на несколько частей.
Во-первых, брошен открытый вызов. Господь
предупреждает Иова о схватке, которая
вот-вот начнётся, и призывает Своего
раба быть готовым к ней.
Во-вторых,
начинается ряд серьёзных вопросов о
происхождении и предназначении земных
особенностей и созданий. Цель этих
расспросов состоит в том, чтобы узнать,
понимает ли Иов, как действует Его
Создатель по отношению к естественному
порядку творения (38:4–39:35). Когда это
выяснится, Господь, приводя различные
по своей вескости доводы, покажет, что
если патриарх не понимает этих простых
вещей, ему, конечно же, не подобает судить
о том, как Творец поддерживает духовный
порядок Своей земли (40:1–41:26). Это
повествование представляет собой
краткий курс о человеческом неведении
в сравнении со знанием и мудростью
Всемогущего.
Неодушевлённое
творение (38:4-38)
Предупредив
Иова о том, чтобы тот «препоясал свои
чресла» и т.д., Господь начал спрашивать
патриарха об определённых частях
неживого мира.
-
Господь
спросил Иова: «Где
был ты, когда Я полагал основания земли?»
Был ли при этом патриарх, чтобы дать
совет Творцу об устройстве и размерах
этого земного шара (стихи 4-7)? Конечно
же, нет. И если Господу не нужен был Иов
в качестве советника по сотворению
планеты, ему вряд ли требуется помощь
в её управлении!
-
Как
насчёт тонкого равновесия между сушей
и морем? Хотя воды нашего земного шара
покрывают три четверти его поверхности,
кто определил «пределы», чтобы они были
замкнуты в определённом месте (стихи
8-11)? Разве Иов был автором этого
удивительного замысла, или всё-таки
Бог?
-
Кто
сотворил солнце, чтобы оно каждое утро
заливало землю своим теплом и разоблачало
ночные дела нечестивых на рассвете дня
(стихи 12-15)? Конечно же, не человек из
земли Уц.
-
Что
знает Иов о глубинных тайниках океанов?
Видел ли он царство мёртвых (стихи
16-18)? Он совсем ничего не знает об этих
вещах, однако отважился критиковать
действия Божьего промысла в этом мире
и обвинять Его в несправедливости.
-
Понимает
ли Иов явление света, и как он шествует
по своему пути на землю? Понимает ли
мудрец из земли Уц состав определённых
земных стихий, например, снега и града,
и как Господь через провидение использует
их для достижения Своих целей (стихи
19-24)? Был ли возраст Иова достаточным
для того, чтобы вспомнить подробности
начала этих свойств земли? Конечно,
нет. Однако он стал знатоком в критике.
-
Был
ли Иов главой погодного ведомства,
управлял ли молнией и громом, посылал
ли дождь, производил ли мороз и даже
замораживал «бездну» (стихи 25-30)? Нет,
патриарх знал мало, во всяком случае,
о сложности этих дел. Да, испытывая
муки, он был слишком щедр на советы
Всемогущему.
-
Управлял
ли Иов движением созвездий? Понимал ли
«уставы», которые руководят небесными
телами (стихи 31-33)? Он мог только делать
предположения о подобных вещах.
-
И
вновь к вопросу о погоде: управляет ли
критик из земли Уц законами физики?
Есть ли у него мудрость и понимание,
чтобы постичь такие вещи (стихи 34-38)?
Если нет – а это так – то ему следовало
бы быть достаточно мудрым, чтобы
сохранять мир в своей душе. Он должен
научиться верить, находясь во тьме
человеческого невежества.
Уэйн Джексон