Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
«Выпускные экзамены» Иова (1) 14.04.2009
[ Авторы, персонажи ]

«Выпускные экзамены» Иова (1)

Книга Иова является одним из самых глубокомысленных произведений, когда-либо украшавших мировую литературу. Известный писатель-романист Виктор Гюго однажды сказал, что если бы вся мировая литература была уничтожена, и он мог бы спасти один экземпляр, то это была бы книга Иова.

Основная тема этого произведения известна большинству изучающих Библию. Иов был известным и состоятельным человеком. И что ещё более важно, он был благочестивым человеком, который был примером духовности среди своих современников.

Когда сыны Божьи собрались вместе по какому-то случаю, пришёл также и сатана. Господь спросил Своего врага: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле» (1:8).

Дьявол признал, что патриарх почитает Господа, но обвинил его в том, что его преданность не является бескорыстной; Господь много сделал для Иова, и поэтому тот служил Ему. Иными словами, Иов был «купленным» человеком. Это злобное обвинение было не только оскорблением Иова, но и «пощёчиной» Господу. Его подтекст был таковым, что Господь был недостоин, чтобы люди служили Ему за Его собственные добрые качества. Без «взяток», которые Он скупо раздаёт, Бог не заслуживал бы человеческой преданности.

И вот, чтобы люди знали, что Господь Бог достоин служения на основании самой Его природы (Псалом 17:4), Господь предоставил сатане свободу мучить Иова. Патриарх потерял своё богатство, большую часть семьи, здоровье и доверие своих друзей. Он был подвергнут тяжкому испытанию.

Большая часть этого произведения вращается вокруг цикла «споров», которые Иов вёл с тремя своими друзьями: Елифазом, Вилдадом и Софаром. Они считали, что страдания Иова были следствием некоего ужасного потаённого греха; и если бы он только исповедал своё прегрешение, его жизнь вернулась бы в обычное состояние. Эти ненадёжные друзья не имели ни малейшего представления о том, что стоит за великими страданиями человека, собственно, так же как и Иов! Но эта тройка «жалких утешителей» (16:2) изводила своего страждущего друга, пытаясь заставить его покориться. Хотя они думали, что стараются в его лучших интересах, на самом же деле они были «бесполезными врачами» (13:4).

Жалоба Иова

В начале его испытаний вера патриарха была крепка. «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21). И вновь: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (2:10).

Однако после месяцев мучений (7:3), как душевных, так и физических, знаменитое «терпение» Иова (ср. Иакова 5:11) начало истощаться. Порой у него были яркие проблески великой веры: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться…» (13:15). В других случаях он мог быть резким обвинителем. Он полагал, что Бог не делает никаких различий между добрыми и злыми людьми. Когда страдают невиновные люди, Бог насмехается над их бедой. Он позволяет нечестию безудержно распространяться по земле. Он дерзко вопрошает: «Если не Он, то кто же?» (9:22-24). Его собственный случай, как он считает, является особенно вопиющим. Всемогущий, обвиняет он, по сути, использовал его в качестве мишени, поразив его тело ядовитыми стрелами (6:4; 16:13).

В своих страданиях Иов выдвигает всё более дерзкие обвинения своему Создателю. Он говорит о своём желании встретиться с Богом на суде. Он наполнил бы уста «оправданиями» и изложил бы своё дело перед «престолом» Господа (23:3,4). Или же возможна иная договорённость: Бог мог бы спрашивать его, а он с удовольствием бы отвечал (ср. 13:22). Он отстоял бы свою невиновность в любом преступлении, которое заслуживало такого наказания, какому он был подвергнут.

Иов считал, что Господь обошёлся с ним несправедливо. По сути, он предполагал, что Господь не руководит земными делами с мудростью. Если бы Творец захотел получить от него совет, он с радостью бы дал его!

Ответ Господа

По прошествии определённого периода времени Господь решил «ответить» Иову (38:1). Он предупредил человека из земли Уц, чтобы тот «препоясал чресла свои», что значит: «Приготовься к серьёзному делу; ты просил о нём, и теперь вот оно». Затем Господь начал засыпать Иова рядом очень трудных вопросов (примерно, шестьдесят). Эти «выпускные экзамены» были предназначены для того, чтобы открыть патриарху то, насколько мало он знает о земле и её окружающей среде. Иов выказал готовность критиковать своего Творца и давать Ему советы о том, как вершить дела на этой планете, однако сам он не может ответить на большинство основных вопросов о том, как она действует. Своими строгими вопросами Господь поставит этого критика на своё место. К чести Иова он будет слушать и учиться.

Методика

Повествование, запечатленное в 38:1–41:26 довольно легко подразделяется на несколько частей. Во-первых, брошен открытый вызов. Господь предупреждает Иова о схватке, которая вот-вот начнётся, и призывает Своего раба быть готовым к ней.

Во-вторых, начинается ряд серьёзных вопросов о происхождении и предназначении земных особенностей и созданий. Цель этих расспросов состоит в том, чтобы узнать, понимает ли Иов, как действует Его Создатель по отношению к естественному порядку творения (38:4–39:35). Когда это выяснится, Господь, приводя различные по своей вескости доводы, покажет, что если патриарх не понимает этих простых вещей, ему, конечно же, не подобает судить о том, как Творец поддерживает духовный порядок Своей земли (40:1–41:26). Это повествование представляет собой краткий курс о человеческом неведении в сравнении со знанием и мудростью Всемогущего.

Неодушевлённое творение (38:4-38)

Предупредив Иова о том, чтобы тот «препоясал свои чресла» и т.д., Господь начал спрашивать патриарха об определённых частях неживого мира.

  1. Господь спросил Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли?» Был ли при этом патриарх, чтобы дать совет Творцу об устройстве и размерах этого земного шара (стихи 4-7)? Конечно же, нет. И если Господу не нужен был Иов в качестве советника по сотворению планеты, ему вряд ли требуется помощь в её управлении!

  2. Как насчёт тонкого равновесия между сушей и морем? Хотя воды нашего земного шара покрывают три четверти его поверхности, кто определил «пределы», чтобы они были замкнуты в определённом месте (стихи 8-11)? Разве Иов был автором этого удивительного замысла, или всё-таки Бог?

  3. Кто сотворил солнце, чтобы оно каждое утро заливало землю своим теплом и разоблачало ночные дела нечестивых на рассвете дня (стихи 12-15)? Конечно же, не человек из земли Уц.

  4. Что знает Иов о глубинных тайниках океанов? Видел ли он царство мёртвых (стихи 16-18)? Он совсем ничего не знает об этих вещах, однако отважился критиковать действия Божьего промысла в этом мире и обвинять Его в несправедливости.

  5. Понимает ли Иов явление света, и как он шествует по своему пути на землю? Понимает ли мудрец из земли Уц состав определённых земных стихий, например, снега и града, и как Господь через провидение использует их для достижения Своих целей (стихи 19-24)? Был ли возраст Иова достаточным для того, чтобы вспомнить подробности начала этих свойств земли? Конечно, нет. Однако он стал знатоком в критике.

  6. Был ли Иов главой погодного ведомства, управлял ли молнией и громом, посылал ли дождь, производил ли мороз и даже замораживал «бездну» (стихи 25-30)? Нет, патриарх знал мало, во всяком случае, о сложности этих дел. Да, испытывая муки, он был слишком щедр на советы Всемогущему.

  7. Управлял ли Иов движением созвездий? Понимал ли «уставы», которые руководят небесными телами (стихи 31-33)? Он мог только делать предположения о подобных вещах.

  8. И вновь к вопросу о погоде: управляет ли критик из земли Уц законами физики? Есть ли у него мудрость и понимание, чтобы постичь такие вещи (стихи 34-38)? Если нет – а это так – то ему следовало бы быть достаточно мудрым, чтобы сохранять мир в своей душе. Он должен научиться верить, находясь во тьме человеческого невежества.

Продолжение

Уэйн Джексон


  << Вернуться

1595531 (+27)
21
2
13, 6
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру