Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
«Выпускные экзамены» Иова (2) 14.04.2009
[ Авторы, персонажи ]

«Выпускные экзамены» Иова (2)

Предыдущая часть

Одушевлённое творение (38:39–39:30)

Теперь Господь ведёт Иова на экскурсию по Своему зоопарку. Поскольку очевидно, что патриарх не сдал экзаменов по геологии, астрономии, океанографии, метеорологии и т.д., теперь мы посмотрим, каковы его успехи в зоологии!

  1. Иов, понимаешь ли ты, кто дал величавой львице инстинкт добывать пищу для своих львят? Способен ли ты постичь, как презренный ворон может добывать пищу для своего потомства (стихи 39-41)? Это Я, твой Бог, забочусь о подобных вещах. И Мне вряд ли нужен твой совет.

  2. Кто заботится о диких животных, когда они в муках рожают своё потомство в пустыне (39:1-4)? Я делаю это, Иов. Разве ты не можешь понять, что Я забочусь и о тебе, хотя из-за своих страданий ты сейчас не можешь этого понять?

  3. Может ли Иов объяснить тот удивительный факт, что некоторые создания, физически так похожие друг на друга (например, дикий осёл – домашний осёл, дикий бык – прирученный бык), являются столь разными по своему нраву (стихи 5-12)? Если эти особенности, отражающие замысел, очевидны у меньших созданий, разве это не довод в пользу того, что Бог любит человека, и особенно тебя, Иов?

  4. Кажется, что страус представляет собой необычный пример новшеств творения, предназначенный для того, чтобы «поразить» ум человека. У него есть крылья, но он не может летать. В глазах людей он имеет славу глупого и невнимательного существа, но, тем не менее, продолжает существовать. Как только он появляется на посмешище среди царства животных, он смеется и убегает, оставляя в своей пыли скачущего во весь опор коня и его всадника (стихи 13-18). Прекрати свои попытки, Иов. Ты не можешь постичь всего. Положи конец своим сомнениям о небесных делах!

  5. Это произведение содержит самое прекрасное описание древнего боевого коня во всей литературе (стихи 19-25). Благородный конь всецело доверяет своему хозяину и готов броситься в битву, жертвуя самой своей жизнью, если нужно. Не может ли Иов даже в муках довериться своему Господу? Разве он глупее коня?

  6. Поскольку Иов в своих жалобах на Господа имел в виду, что его собственная мудрость превосходит мудрость Создателя, он был спрошен об удивительных способностях ястреба и орла. Разве по мудрости Иова ястреб был наделён способностью парить высоко в облаках? Разве патриарх наделил величавого орла способностью сооружать свои дома-крепости на высоких утёсах? Разве умелец из земли Уц наделил его гораздо более острым зрением, чем зрение человека (стихи 26-30)? Ответ категоричен: «Нет!» Иов должен понять, что его «знания» крайне ограничены. Он должен воздерживаться от своей глупой критики всеведущего и всемогущего Бога.

Перерыв (39:31-35)

Далее следует краткая перемена в течении Божественного повествования. Господь обращается к «господину Придире» и спрашивает, желает ли он ещё «обсуждать» своё дело, и если так, то пусть продолжает отвечать на только что поставленные вопросы.

Иов смиренно признал, что он не в состоянии отвечать. Поразительное проявление Божественной мудрости побудило его сомкнуть уста и подавить всякое желание продолжать спор со своим Создателем. Но патриарх ещё не там, где ему следовало быть – на коленях! Он полагает, что не отступит от своего спорного дела, пока не разрешит эти запутанные вопросы. Он остро ощутил огромное воздействие вопросов Господа, однако, вероятно из гордости, был неспособен овладеть своими чувствами.

Второй круг (40:1–41:26)

И вновь Бог говорит из «бури» (ср. 38:1). Господь гневно вопрошает: ты пытаешься отстоять свою собственную честность и опорочить Меня, осуждая Мои дела относительно твоей жизни? Можешь ли ты, Иов, проявить Божественную власть? Если да, только в этом случае ты можешь утверждать, что обладаешь другими качествами Божества, например, безграничной мудростью (стихи 1-4).

Господь продолжает: если ты обладаешь непревзойдённым мастерством, достоинством, славой и величием Божества, то покажи всё это, а я с удовольствием понаблюдаю. В противном случае, ты должен хранить молчание (стихи 5-9).

Теперь Господь возвращается к обсуждению Своего творения. Существует взаимосвязь между Божественными властью и мудростью. Если Иов может признать власть Господа, он также должен согласиться с Его мудростью. Бог представит двух животных – одно живёт на суше, а другое – в море. Этих животных создал Всемогущий, и не человеку со всей его отвагой руководить ими.

Вот бегемот (40:10-19)

Господь призывает Иова рассмотреть огромное животное, которое Он сотворил для жизни на земле; оно названо «бегемотом». Это древнееврейское слово означает просто «зверь», но здесь оно стоит во множественном числе, что значит «огромное животное». В то время как слово языка оригинала используется в большинстве случаев в общем смысле, здесь явно подразумевается особенное животное.

Учёные долго ломали голову над природой этого животного. Некоторые предполагали, что это слон или, может быть, носорог. В основном принято считать, что это обыкновенный бегемот. В одном переводе Библии это слово подано как «крокодил». На самом же деле описательные подробности в последующем контексте в точности не соответствуют ни одному из этих животных. (Примечание: мы отвергаем мнение, что черты этого животного заимствованы из мифологии.)

Подумайте о природе бегемота. Он травоядный, и ему нужно большое количество пищи (ст.10, ср. ст.15). Он обладает огромной силой в пояснице и мощными мышцами живота (ст.11). Хвост его подобен кедру, а его крупные кости подобны медным и железным прутьям (стихи 12,13). Он является «верхом» (прежде всего, он самый могучий по величине) созданий Бога, Который только и может управлять им (ст.14). [Разве это обыкновенный бегемот, который в среднем весит менее трёх тонн, тогда как считается, что древние динозавры весили более восьмидесяти тонн?] Когда разливаются реки, это его не пугает из-за его величины (ст.18). Человек не в состоянии поймать этого зверя (ст.19). Ни одно из вышеупомянутых животных в целом не соответствует этим подробностям.

Согласно утверждениям некоторых учёных, вполне вероятно, что бегемот был какой-то разновидностью динозавра. Эту мысль принято отвергать из-за того, что многие приняли эволюционное понятие о том, что динозавры вымерли примерно за семьдесят миллионов лет до появления на земле человека. Однако Писание очень ясно подразумевает, что древний человек был современником всех Божьих созданий (ср. Бытие 1:20-28; Исход 20:11). Нет никаких логических или библейских оснований считать, что этот зверь не мог быть одним из тех гигантских созданий, крупные скелеты которых теперь украшают наши современные музеи. (Для дополнительной информации о бегемоте смотрите Behold, Behemoth!).

Левиафан (40:20–41:26)

Далее Иов был призван поразмышлять о гиганте под названием «левиафан», которого некоторые считают крокодилом. Хотя в некотором смысле слово «левиафан» может использоваться символически (ср. Псалом 73:14; Исаии 27:1), в этом повествовании оно не употребляется таким образом. Происхождение слова, по-видимому, говорит о «том, кто изогнут», «извилист» или сворачивается «в кольца». Это был некий вид морского животного.

Существует распространённое утверждение, что человек не может ни поймать, ни приручить левиафана (40:20–41:2). [Примечание: Геродот писал, что египтяне приручили крокодила и украсили его драгоценностями (II.69)]. Если имеется в виду крокодил, то его разновидностей, по-видимому, было намного больше, чем теперь известно человеку. Существуют ископаемые свидетельства, что в древнем мире крокодилы были пятнадцать метров в длину (в четыре раза больше, чем их современные потомки). Описание этого животного, возможно усиленное поэтическим воображением, продолжается до конца главы (стихи 4-26). Для ещё одного возможного отождествления с динозавром смотрите работу автора Courier Publications, The Book of Job (стр. 87,88). (Смотрите также What Is Leviathan?).

Смысл этого Господнего описания прост: если человек не может успешно бороться с левиафаном, то он, безусловно, не может противостоять и Мне (стихи 2,3), в том числе и ты, Иов.

Покаяние Иова (42:1-6)

Каким был итог строгих экзаменов Господа рабу Иову? Вопросы Господа оказали именно тот эффект, который и был задуман. Патриарх смиренно признал: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (ст.2). Это утверждение Господнего всемогущества является знаменательным, потому что, как отмечено в связи с 41:2, власть обязывает вершить справедливость. Иов признал, что всё, чему Господь позволил произойти (даже с ним), согласуется с Его замыслом. Бог не только могуществен, но и добр!

Иов возвращается к вопросу, который Господь задал ранее (ср. 38:2), и признаёт, что своими опрометчивыми словами отрицал благие Божьи дела. Его высокомерные возражения были неосмотрительны и основаны на неведении. Он берёт назад свои обвинения против Всемогущего и шепчет покаянную молитву. По милости своей он даже молится за друзей, которые так жестоко осуждали его.

Возобновление благословений (42:7-17)

После того как Иов раскаялся, Господь восстановил для него благословения, которых лишил его сатана. Несомненно, это – краткое изложение того факта, что Божественный замысел, в конце концов, преодолеет пагубное влияние сатаны. Добро восторжествует!

Это книга о Боге, так же как и об Иове. Она не только отводит главное место мудрости и власти Творца вселенной, но и проливает свет на Его доброту и терпение к слабому, спотыкающемуся и часто непочтительному человеку. Многочисленными способами эта книга рассказывает нам, какой у нас замечательный Бог!

Заключение

Заканчивая это краткое обсуждение Господних «экзаменов» Иову мы должны высказать одну мысль. Эта заключительная часть книги Иова является одним из самых убедительных свидетельств в пользу защиты священных Писаний. Точные научные данные, содержащиеся в Господних описаниях одушевлённых и неодушевлённых созданий, невероятно поразительны. Они намного опережают всё известное во времена Иова и ясно отражают тот факт, что составлением этого текста руководил Божественный Разум.

Предыдущая часть

Уэйн Джексон


  << Вернуться

1496676 (+546)
23
2
12, 9
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру