Иаков о Лицеприятии
Каждый человек
сталкивается со всевозможными трудностями
в своей жизни. И если мы видим человека
в нужде, то думаем, как можно помочь
такому человеку (христианин должен
видеть в этом возможность послужить
Богу)? Бывают разные виды помощи: можно
помочь материально, оказать духовную
помощь, дать хороший совет (и мы знаем,
что хороший совет – это совет, который
всегда согласуется с волей Всевышнего).
Книга Притчей, например, является
замечательным источником мудрых советов.
Если брать книги Нового Завета, то
практические советы находим как в
Нагорной проповеди нашего Господа, так
и в посланиях апостолов и пророков.
Особое место занимает послание Иакова:
оно учит христиан жить по-Божьему, давая
практические советы на многие случаи
жизни.
Иаков,
автор послания Иакова, брат Господа
Иисуса, хотя не был апостолом, учил Духом
Святым, являясь истинным пророком
Божиим.
Его слова предназначались христианам
в рассеянии (то есть везде) во время
гонений. Это послание имеет прямое
отношение и к нам сегодня, если мы
называемся детьми Божьими. При этом
слова Духа Святого приносят нам пользу
только тогда, когда слушаем Бога и
исполняем Его заповеди ("Посему,
отложив всякую нечистоту и остаток
злобы, в кротости примите насаждаемое
слово, могущее спасти ваши души. Будьте
же исполнители слова, а не слышатели
только, обманывающие самих себя... Но
кто вникнет в закон совершенный, закон
свободы, и пребудет в нем, тот, будучи
не слушателем забывчивым, но исполнителем
дела, блажен будет в своем действии",
Иак. 1:21,22,25).
Давайте
обратим внимание на одну
тему из этого послания - тему лицеприятия.
Уверен, что вы согласитесь, что проблема
лицеприятия - это не только проблема
язычников, но, к сожалению, и детей
Божьих. Прошло почти две тысячи лет с
того времени, как брат Иаков затронул
эту проблему в Церкви, но эта проблема
все ещё остается актуальной (все это
говорит о том, что хоть и есть немалый
прогресс в обществе, в котором мы живем,
при этом отношения между людьми особо
не меняются).
Что же
такое лицеприятие?
Это
пристрастное,
предвзятое отношение к кому-либо,
основанное на личных чувствах или
положении человека. Человекоугодничество,
предпочтение одного лица другому в
зависимости от личной выгоды (Иуды 16).
Это можно часто наблюдать в отношениях
"начальник - подчиненный", особое
отношение к "нужным людям". Конечно,
всё это делается ради некой выгоды.
Чтобы дать
моральную оценку лицеприятию, то лучше
всего посмотреть на него глазами Бога.
Писания учат: "Ибо
нет лицеприятия у Бога"
(Рим.
2:11). Определенные действия были предприняты
Господом, чтобы научить апостола Петра
духовной истине по поводу лицеприятия.
"Петр
отверз уста и сказал: истинно познаю,
что Бог нелицеприятен, но во всяком
народе боящийся Его и поступающий по
правде приятен Ему"
(Деян. 10:34,35). Это означает, что соблюдается
Божия справедливость относительно
спасения - у всех есть возможность
познать Его волю и стать дитем Божиим.
При
этом видно разное отношение Бога к людям
(но это базируется не на личных
предпочтениях, а на основании послушания).
"Очи
Господа обращены
к праведным
и уши Его к молитве их, но лице Господне
против
делающих зло,
(чтобы истребить их с земли)"
(1 Пет. 3:12). "Бог
гордым противится, а смиренным дает
благодать"
(Иак. 4:6).
И
если Бог нелицеприятен, то и
христиане не должны оказывать лицеприятия.
Вот что написал Иаков: "Братия
мои! имейте
веру
в Иисуса Христа нашего Господа славы,
не
взирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек
с золотым перстнем, в богатой одежде,
войдет же и бедный в скудной одежде, и
вы, смотря на одетого в богатую одежду,
скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а
бедному скажете: ты стань там, или садись
здесь, у ног моих, - то не пересуживаете
ли вы в себе и не становитесь ли судьями
с худыми мыслями? Послушайте, братия
мои возлюбленные: не бедных ли мира
избрал Бог быть богатыми верою и
наследниками Царствия, которое Он обещал
любящим Его? А вы презрели бедного. Не
богатые ли притесняют вас, и не они ли
влекут вас в суды? Не они ли бесславят
доброе имя, которым вы называетесь? Если
вы исполняете закон царский, по Писанию:
возлюби ближнего твоего, как себя самого,
- хорошо делаете. Но если
поступаете с лицеприятием, то грех
делаете,
и перед законом оказываетесь преступниками.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в
одном чем-нибудь, тот становится виновным
во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не
прелюбодействуй, сказал и: не убей;
посему, если ты не прелюбодействуешь,
но убьешь, то ты также преступник закона.
Так говорите и так поступайте, как
имеющие быть судимы по закону свободы.
Ибо суд без милости не оказавшему
милости; милость превозносится над
судом"
(2:1-13).
Примеры,
приведенные Иаковом, указывают на то,
как поступает лицеприятный человек.
Такой человек смотрит
на одежду, а не на человека и его внутреннее
состояние. Конечно, мы понимаем, что
людей часто встречают по одежке и
провожают по уму. Но чтобы понять ум
человека, надо с ним поговорить, и только
потом делать выводы. При этом не забывайте
слова Господа: «Не
судите по наружности, но судите судом
праведным»
(Иоан. 7:24). Лицеприятный человек уже
оценил
другого, судя по внешности, что является
неправильным. Он уже
заметил золотой перстень и богатую
одежду, уже
сделал вывод, подумав, как отмечает
Иаков, о выгоде, которую можно получить
от богатого. Другое отношение к бедному
– что с него возьмешь, что проку с него?
Если одежда скудная, то и другого нет
(это рассуждение лицеприятного). Иаков
называет лицеприятного судьей с худыми
мыслями. Не должно нам быть такими
судьями!
Обратите внимание,
одежда бедного не грязная и неопрятная,
но скудная. Давайте помнить, что Бог
смотрит на сердце человека, но все же
одежда важна в собрании, ибо указывает
на отношение человека к происходящему,
и все же в какой-то мере указывает на
внутреннее состояние человека. Не думаю,
что неаккуратность и неопрятность –
это свет миру.
Отношение
к гостям показывают и слова: "хорошо
сесть
здесь"
и "стань
там".
На каком основании лицеприятный человек
предлагает места гостям в собрании?
Согласно внешности гостей, хотя христиане
должны быть гостеприимны ко всем. Вот
увещевание Святого Духа: «Страннолюбия
не забывайте, ибо через него некоторые,
не зная, оказали гостеприимство Ангелам»
(Евр. 13:2). Давайте говорить с людьми,
говорить по-доброму. Обязательно надо
уделять внимание гостям, если мы
действительно желаем, чтобы они приходили
и слышали слово Божие. Говорите с ними
так, чтобы им хотелось встретиться с
нами еще. А чтобы поговорить с гостями,
то, как минимум, нам надо самим приходить
вовремя
в
собрания!
Предложите гостям самые удобные места,
не занимайте все места, уступите место,
даже если вы обычно сидите на этом месте.
Ведь и словами, и жестами и вниманием
мы выказываем свое отношение к гостю.
Иаков в
этом отрывке показывает разницу в
отношении Бога и лицеприятного к бедным
и богатым. При этом обратите внимание
на то, что речь не идет о бедности и
богатстве как таковых, а о поведении
представителей этих категорий: одни
возложили свою надежду на Бога и любят
Его, другие бесславят имя последователей
Христа, а значит и самого Бога. Бог будет
судить всех по делам нелицеприятно
согласно Своему святому закону: бедных
и богатых, лицеприятных и милостивых.
Если Бог нелицеприятен, то и нам надо
научиться быть такими же, давая возможность
услышать слова Евангелия всем людям,
ибо все мы явимся на суд Божий. И к этому
надо готовиться сейчас, научаясь у Бога
Его милости и справедливости. "Не
делайте неправды на суде; не будь
лицеприятен к нищему и не угождай лицу
великого; по правде суди ближнего твоего"
(Лев.
19:15).
Теперь
мы точно знаем, что лицеприятие – это
грех. Но знать - это еще не означает
принимать. Пусть наше знание будет
растворено верою и станет частью нас,
и тогда мы будем с должным вниманием
относиться ко всем
людям, оказывая им должное уважение в
соответствии с учением Духа Святого, а
не руководствуясь личной выгодой. Пусть
Бог поможет нам в этом!
Александр Зотов