Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Иаков о Лицеприятии 15.04.2009
[ Жизнь христианина ]

Иаков о Лицеприятии

Каждый человек сталкивается со всевозможными трудностями в своей жизни. И если мы видим человека в нужде, то думаем, как можно помочь такому человеку (христианин должен видеть в этом возможность послужить Богу)? Бывают разные виды помощи: можно помочь материально, оказать духовную помощь, дать хороший совет (и мы знаем, что хороший совет – это совет, который всегда согласуется с волей Всевышнего). Книга Притчей, например, является замечательным источником мудрых советов. Если брать книги Нового Завета, то практические советы находим как в Нагорной проповеди нашего Господа, так и в посланиях апостолов и пророков. Особое место занимает послание Иакова: оно учит христиан жить по-Божьему, давая практические советы на многие случаи жизни.

Иаков, автор послания Иакова, брат Господа Иисуса, хотя не был апостолом, учил Духом Святым, являясь истинным пророком Божиим. Его слова предназначались христианам в рассеянии (то есть везде) во время гонений. Это послание имеет прямое отношение и к нам сегодня, если мы называемся детьми Божьими. При этом слова Духа Святого приносят нам пользу только тогда, когда слушаем Бога и исполняем Его заповеди ("Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя... Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии", Иак. 1:21,22,25).

Давайте обратим внимание на одну тему из этого послания - тему лицеприятия. Уверен, что вы согласитесь, что проблема лицеприятия - это не только проблема язычников, но, к сожалению, и детей Божьих. Прошло почти две тысячи лет с того времени, как брат Иаков затронул эту проблему в Церкви, но эта проблема все ещё остается актуальной (все это говорит о том, что хоть и есть немалый прогресс в обществе, в котором мы живем, при этом отношения между людьми особо не меняются).

Что же такое лицеприятие? Это пристрастное, предвзятое отношение к кому-либо, основанное на личных чувствах или положении человека. Человекоугодничество, предпочтение одного лица другому в зависимости от личной выгоды (Иуды 16). Это можно часто наблюдать в отношениях "начальник - подчиненный", особое отношение к "нужным людям". Конечно, всё это делается ради некой выгоды.

Чтобы дать моральную оценку лицеприятию, то лучше всего посмотреть на него глазами Бога. Писания учат: "Ибо нет лицеприятия у Бога" (Рим. 2:11). Определенные действия были предприняты Господом, чтобы научить апостола Петра духовной истине по поводу лицеприятия. "Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему" (Деян. 10:34,35). Это означает, что соблюдается Божия справедливость относительно спасения - у всех есть возможность познать Его волю и стать дитем Божиим. При этом видно разное отношение Бога к людям (но это базируется не на личных предпочтениях, а на основании послушания). "Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)" (1 Пет. 3:12). "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4:6).

И если Бог нелицеприятен, то и христиане не должны оказывать лицеприятия. Вот что написал Иаков: "Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (2:1-13).

Примеры, приведенные Иаковом, указывают на то, как поступает лицеприятный человек. Такой человек смотрит на одежду, а не на человека и его внутреннее состояние. Конечно, мы понимаем, что людей часто встречают по одежке и провожают по уму. Но чтобы понять ум человека, надо с ним поговорить, и только потом делать выводы. При этом не забывайте слова Господа: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан. 7:24). Лицеприятный человек уже оценил другого, судя по внешности, что является неправильным. Он уже заметил золотой перстень и богатую одежду, уже сделал вывод, подумав, как отмечает Иаков, о выгоде, которую можно получить от богатого. Другое отношение к бедному – что с него возьмешь, что проку с него? Если одежда скудная, то и другого нет (это рассуждение лицеприятного). Иаков называет лицеприятного судьей с худыми мыслями. Не должно нам быть такими судьями!

Обратите внимание, одежда бедного не грязная и неопрятная, но скудная. Давайте помнить, что Бог смотрит на сердце человека, но все же одежда важна в собрании, ибо указывает на отношение человека к происходящему, и все же в какой-то мере указывает на внутреннее состояние человека. Не думаю, что неаккуратность и неопрятность – это свет миру.

Отношение к гостям показывают и слова: "хорошо сесть здесь" и "стань там". На каком основании лицеприятный человек предлагает места гостям в собрании? Согласно внешности гостей, хотя христиане должны быть гостеприимны ко всем. Вот увещевание Святого Духа: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2). Давайте говорить с людьми, говорить по-доброму. Обязательно надо уделять внимание гостям, если мы действительно желаем, чтобы они приходили и слышали слово Божие. Говорите с ними так, чтобы им хотелось встретиться с нами еще. А чтобы поговорить с гостями, то, как минимум, нам надо самим приходить вовремя в собрания! Предложите гостям самые удобные места, не занимайте все места, уступите место, даже если вы обычно сидите на этом месте. Ведь и словами, и жестами и вниманием мы выказываем свое отношение к гостю.

Иаков в этом отрывке показывает разницу в отношении Бога и лицеприятного к бедным и богатым. При этом обратите внимание на то, что речь не идет о бедности и богатстве как таковых, а о поведении представителей этих категорий: одни возложили свою надежду на Бога и любят Его, другие бесславят имя последователей Христа, а значит и самого Бога. Бог будет судить всех по делам нелицеприятно согласно Своему святому закону: бедных и богатых, лицеприятных и милостивых. Если Бог нелицеприятен, то и нам надо научиться быть такими же, давая возможность услышать слова Евангелия всем людям, ибо все мы явимся на суд Божий. И к этому надо готовиться сейчас, научаясь у Бога Его милости и справедливости. "Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего" (Лев. 19:15).

Теперь мы точно знаем, что лицеприятие – это грех. Но знать - это еще не означает принимать. Пусть наше знание будет растворено верою и станет частью нас, и тогда мы будем с должным вниманием относиться ко всем людям, оказывая им должное уважение в соответствии с учением Духа Святого, а не руководствуясь личной выгодой. Пусть Бог поможет нам в этом!

Александр Зотов


  << Вернуться

Случайные публикации
Случайные фотографии
1474967 (+559)
24
1
15, 8
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру