Стыд
Наверное,
каждый из нас испытывал хотя бы один
раз чувство стыда. Словарь С.И. Ожегова
дает определение, что такое стыд: «Стыд
– чувство сильного смущения от сознания
вины». Очевидно, что стыд вызывает наша
совесть, которая сигнализирует нам, что
мы сделали что-то не то. Откуда все-таки
появилось это чувство?
До
грехопадения люди не испытывали стыда,
как написано в Бытие 2:25: «И
были оба наги, Адам и жена его, и не
стыдились».
Впервые мы читаем о стыде, когда Адам и
Ева согрешили: «Он
сказал: голос Твой я услышал в раю, и
убоялся, потому что я наг, и скрылся. И
сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не
ел ли ты от дерева, с которого Я запретил
тебе есть?»
(Быт. 3:10,11).
Чувство стыда связано с нарушением
закона. Человек знает, что преступая
закон, он делает что-то нехорошее.
Но
всегда ли людям бывает стыдно, когда
они делают что-то против закона? Может
ли человек привыкнуть делать мерзости
и при этом не испытывать чувство стыда?
Оказывается может, и Писание говорит
нам об этом: «Господь
праведен посреди него, не делает неправды,
каждое утро являет суд Свой неизменно;
но беззаконник не знает стыда»
(Соф. 3:5).
Люди, которые делают грех, не каясь в
своих грехах, утрачивают чувство стыда:
«Стыдятся
ли они, делая мерзости? нет, нисколько
не стыдятся и не краснеют. За то падут
между падшими, и во время посещения
Моего будут повержены, говорит Господь»
(Иер. 6:15). Беззаконник
не знает чувства стыда, он пресытился
им и уже не воспринимает осуждения своей
совести в свой адрес: «Ты
пресытился стыдом вместо славы; пей же
и ты и показывай срамоту, - обратится и
к тебе чаша десницы Господней и посрамление
на славу твою» (Авв.
2:16).
Как
чувствовали себя люди, жившие в Содоме
и Гоморре? Было ли им стыдно, когда они
делали мерзости? Развращение их было
весьма велико. От молодого до старого
все были развращены: «Еще
не легли они спать, как городские жители,
Содомляне, от молодого до старого, весь
народ со [всех] концов [города], окружили
дом и вызвали Лота и говорили ему: где
люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи
их к нам; мы познаем их»
(Быт. 19:4,5). Писание
говорит нам о том, как страдал праведный
Лот, находясь в среде нечестивых: «а
праведного Лота, утомленного обращением
между людьми неистово развратными,
избавил (ибо сей праведник, живя между
ними, ежедневно мучился в праведной
душе, видя и слыша дела беззаконные)»
(2 Пет. 2:5-7).
Содом и Гоморра были уничтожены огнем
за беззакония, которые там совершались.
Еврейский народ должен был научиться
тому, что, делая мерзости и теряя стыд
в этих действиях, нельзя быть угодными
Богу. Однако история говорит о том, что
евреи повторяли печальный опыт Содома.
Люди
из колена Вениаминова совершили подобные
действия спустя некоторое время. «Тогда
как они развеселили сердца свои, вот,
жители города, люди развратные, окружили
дом, стучались в двери и говорили старику,
хозяину дома: выведи человека, вошедшего
в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома
вышел к ним и сказал им: нет, братья мои,
не делайте зла, когда человек сей вошел
в дом мой, не делайте этого безумия»
(Судьи
19:22,23). Так
имели ли стыд те люди, которые совершали
мерзости? Божий народ вел себя хуже
язычников. Возможно, они считали себя
мудрыми в своих глазах. Но Библия говорит:
«называя
себя мудрыми, обезумели. Потому предал
их Бог постыдным страстям: женщины их
заменили естественное употребление
противоестественным; подобно и мужчины,
оставив естественное употребление
женского пола, разжигались похотью друг
на друга, мужчины на мужчинах делая срам
и получая в самих себе должное возмездие
за свое заблуждение»
(Рим. 1:22,26,27).
Апостол Павел пишет, что делать грех –
это стыдно. Даже говорить о нечестивых
действиях стыдно, а некоторые люди
делают такие поступки: «Ибо
о том, что они делают тайно, стыдно и
говорить»
(Ефес. 5:12).
Если
человек не будет надеяться на Бога, то
он будет посрамлен: «Тогда
обратятся вспять и великим стыдом
покроются надеющиеся на идолов, говорящие
истуканам: «вы наши боги»
(Ис. 42:17).
К сожалению, очень многие люди надеются
на идолов, забывая о Боге. А идолом
является все, что стоит выше Бога. Даже
сам человек может быть идолом, если он
надеется на свои силы, отрицая Бога. И
если люди воздвигают этих идолов, они
будут посрамлены: «Все
они будут постыжены и посрамлены; вместе
с ними со стыдом пойдут и все, делающие
идолов»
(Ис. 45:16).
Почему
стыдно людям? По причине греха. Господь
праведен. Грех – это стыдно: «У
Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах
стыд, как день сей, у каждого Иудея, у
жителей Иерусалима и у всего Израиля,
у ближних и дальних, во всех странах,
куда Ты изгнал их за отступление их, с
каким они отступили от Тебя. Господи! у
нас на лицах стыд, у царей наших, у князей
наших и у отцов наших, потому что мы
согрешили пред Тобою»
(Дан. 9:7,8).
И неважно, какое социальное положение
занимает человек. Грех остается грехом
и ведет к посрамлению как земледельца,
так и царя.
К
сожалению, иногда бывает, что в церкви
есть грех, но христиане стараются не
замечать его. Будет ли это правильным?
Апостол Павел обличал коринфян, которые
не хотели замечать греха в церкви: «Есть
верный слух, что у вас [появилось]
блудодеяние, и притом такое блудодеяние,
какого не слышно даже у язычников, что
некто [вместо] [жены] имеет жену отца
своего. И вы возгордились, вместо того,
чтобы лучше плакать, дабы изъят был из
среды вас сделавший такое дело»
(1 Кор. 5:1,2). Кроме
того, что коринфяне не хотели замечать
греха, они еще и гордились этим. Павел
говорит, что грех не должен быть в церкви:
«Внешних
же судит Бог. Итак, извергните развращенного
из среды вас»
(1 Кор. 5:13).
Стыдно
не знать Бога. Но могут ли христиане не
знать Бога? Оказывается, могут. Павел
писал свое послание к христианам:
«Отрезвитесь,
как должно, и не грешите; ибо, к стыду
вашему скажу, некоторые из вас не знают
Бога»
(1 Кор. 15:34). Но как христианин может не
знать Бога? Писание отвечает на этот
вопрос: «Они
говорят, что знают Бога, а делами
отрекаются, будучи гнусны и непокорны
и не способны ни к какому доброму делу»
(Титу 1:16). Делами можно отрекаться от
Бога, не знать Его. И это очень стыдно.
До обращения во Христа мы творили дела,
о которых стыдно и вспоминать: «Ибо,
когда вы были рабами греха, тогда были
свободны от праведности. Какой же плод
вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне
сами стыдитесь, потому что конец их -
смерть. Но ныне, когда вы освободились
от греха и стали рабами Богу, плод ваш
есть святость, а конец - жизнь вечная.
Ибо возмездие за грех - смерть, а дар
Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе,
Господе нашем»
(Рим. 6:20-23). Так будем ли мы возвращаться
назад? Не стыдно ли возвращаться к тому,
что отделяет от Бога? Некоторые люди
скажут, что в их прежней жизни не было
ничего такого, за что им было бы стыдно.
Жизнь
без Бога – это уже стыд. Иисус сказал:
«Кто
не со Мною, тот против Меня; и кто не
собирает со Мною, тот расточает»
(Мат. 12:30). Если человек не с Иисусом,
значит он против Иисуса. Разве не стыдно
быть не с Богом? Мы являемся христианами.
Писание говорит о нас: «Но
вы - род избранный, царственное священство,
народ святой, люди, взятые в удел, дабы
возвещать совершенства Призвавшего
вас из тьмы в чудный Свой свет»
(1 Пет. 2:9). Мы должны возвещать миру Божье
совершенство, нести истину. Мы не должны
стыдиться той работы, которую повелел
выполнять нам Бог. Апостол Павел увещевает
Тимофея не стыдиться, свидетельствовать
об Иисусе Христе: «Итак,
не стыдись свидетельства Господа нашего
Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но
страдай с благовестием Христовым силою
Бога»
(2 Тим. 1:8).
Апостол
Павел выполнял свою работу наилучшим
образом. Стыдился ли он выполнять свою
работу? Напротив, его желание было
благовествовать: «Ибо
если я благовествую, то нечем мне
хвалиться, потому что это необходимая
[обязанность] моя, и горе мне, если не
благовествую!»
(1 Коринфянам 9:16). Если мы не будем
стыдиться Иисуса Христа, то и Он не будет
стыдиться нас: «Итак
всякого, кто исповедает Меня пред людьми,
того исповедаю и Я пред Отцем Моим
Небесным; а кто отречется от Меня пред
людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем
Моим Небесным»
(Мат. 10:32,33). Мы должны понимать, что служим
Богу. У нас должно быть правильное
отношение в служении нашим братьям.
Наши братья могут страдать за слово
Божье. Так должны ли мы стыдиться их?
Онисифор не стыдился апостола Павла,
когда Павел был в тюрьме: «Да
даст Господь милость дому Онисифора за
то, что он многократно покоил меня и не
стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим
тщанием искал меня и нашел. Да даст ему
Господь обрести милость у Господа в
оный день; а сколько он служил мне в
Ефесе, ты лучше знаешь»
(2 Тим. 1:16-20). Именно такое отношение
должно быть и у нас. Мы не должны стыдиться
тех страданий, гонений, неудобств в
нашей жизни, которые мы можем испытывать
за слово Божье: «а
если как Христианин, то не стыдись, но
прославляй Бога за такую участь»
(1 Пет. 4:16).
Наш
пример Иисус Христос: «Ибо
что за похвала, если вы терпите, когда
вас бьют за проступки? Но если, делая
добро и страдая, терпите, это угодно
Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что
и Христос пострадал за нас, оставив нам
пример, дабы мы шли по следам Его»
(1 Пет. 2:20,21).
Разве Иисус Христос стыдится нас? Что
бы было, если бы Он стыдился проповедовать,
умереть за нас. Иисус не стыдится нас:
«Ибо
и освящающий и освящаемые, все - от
Единого; поэтому Он не стыдится называть
их братиями»
(Евр. 2:11).
Иисус хочет, чтобы мы были Его братьями,
и не стыдится называть нас так. А как
насчет нас? Достойны ли мы быть братьями
и сестрами нашему Господу? Сможем ли мы
назвать Иисуса своим Братом? Назовет
ли Бог нас Своим народом: «но
они стремились к лучшему, то есть к
небесному; посему и Бог не стыдится их,
называя Себя их Богом: ибо Он приготовил
им город»
(Евр. 11:16). Будем ли мы как Авраам, Моисей,
Павел служить Богу? Мы должны быть
верующими людьми. Соблюдая закон
вероучения, мы не будем постыжены: «как
написано: вот, полагаю в Сионе камень
преткновения и камень соблазна; но
всякий, верующий в Него, не постыдится»
(Рим. 9:33).
Юрий Шкиренко