Неверующие тоже веруют (1)
Ларри
Хьелл, Дэниел Зиглер в своей работе
“Теории личности” упоминают исследования
Эриха Фромма: “Потребность
в системе взглядов и преданности.
Наконец, согласно Фромму, людям необходима
стабильная и постоянная опора для
объяснения сложности мира. Эта система
ориентации представляет собой совокупность
убеждений, позволяющих людям воспринимать
и постигать реальность, без чего они
постоянно оказывались бы в тупике и
были неспособны действовать целеустремленно.
Фромм особо подчеркивал значение
формирования объективного и рационального
взгляда на природу и общество (Fromm, 1981).
Он утверждал, что рациональный подход
абсолютно необходим для сохранения
здоровья, в том числе и психического.”
Эрих
Фромм понимал, что человек нуждается в
системном мировоззрении. И не важно то,
понимает сам человек это или нет. Его
мировоззрение должно помочь ему пройти
по жизни с наименьшими затратами и с
наибольшими приобретениями для себя
как для личности. Для этого ему нужно
потрудиться, чтобы приобрести мудрость
и понимание. Человек не должен уподобляться
в своем самообразовании и духовном
росте траве придорожной, на которую
сыплется то пыль, то дождь, и трава не
может укрыться или убежать ни от пыли,
ни от дождя. Человеку предстоит оценить
и отфильтровать все то, что он узнал,
увидел или услышал. То, что есть в сознании
человека, в реальной жизни тоже можно,
в общем-то, назвать мировоззрением. Но
что это в действительности?
“Надо
во что-то верить”.
Так иногда заявляют люди. Но это совсем
не обязательно. Более того, если верить
не во Христа, то лучше не верить ни во
что. Меньше будет потерь. Христос говорит:
"Кто
не со Мною, тот против Меня; и кто не
собирает со Мною, тот расточает" (Мат.
12:30).
Кроме того, так еще и не получится. То
есть, не получится ни во что не верить.
Люди, неверующие в Бога, все равно
верующие. Но во что же они верят? Люди
верят в расхожие мнения и сентенции,
пустые штампы, мысленные стереотипы.
Ниже приведена масса такого понятийного
мусора.
“Мировоззренческие”
убеждения.
Такого рода утверждения высказывают
вполне образованные люди. Это могут
быть и интеллигенция, и студенты, и
ученые, и философы, и теологи. Но, как
правило, утверждая нечто подобное,
авторы непоследовательны. Они не пытаются
или скорее не хотят мысленно прослеживать
выводы из их утверждений и не хотят
видеть то, куда приводят их утверждения.
“Все
относительно”.
“Абсолютной
истины не существует”.
Такое заявление нравится многим людям,
так как оправдывает вседозволенность:
“Думай
как хочешь, поступай как хочешь”.
Но, во-первых, это утверждение само по
себе претендует на абсолютную истинность,
и человек сам себе противоречит. Это
нельзя доказать. В то, что все относительно,
можно только верить. А второе, что следует
из этого утверждения, это то, что общество,
в котором будут господствовать такие
взгляды, будет мрачным и жестоким миром.
Вместе с этим утверждением в западном
обществе существует некое предупреждающее
замечание: “Ты
можешь поступать как хочешь, но не
причиняй зла или ущерба ближнему”.
Но это замечание не много значит.
Общество, в котором мы живем, имеет
некоторое представление о добре и зле,
имеет некий закон и, тем не менее, не
может удержать человека от несправедливых
поступков. Если же будут сняты любые
ограничения в сознании, то страшно
подумать, что будет твориться в этом
обществе. Не будет такого положения,
что раз все относительно, и, прежде
всего, относительно в этическом плане,
то будет разнообразие творимого людьми
добра. Не будет такого, что один человек
делает такое добро, а другой делает
другое добро. Но будет разнообразие в
нарушении закона, мира и порядка. Будет
разнообразие зла.
“Всякая
мораль относительна”.
Это утверждение следует из предыдущего.
И к нему можно выставить все те же
аргументы, которые показывают его
несостоятельность. Как мы узнаем, что
человек, говорящий это, сказал правду
- ведь он мог солгать? Разве его мораль
абсолютно правильная? На каком основании
такому человеку можно верить?
“Абсолютно
правильной цели не существует. Каждый
человек сам определяет для себя цель
своей жизни.” Если
никакая цель не абсолютно правильна,
то любая цель, которую человек найдет
для себя, будет с изъяном, а то и
бессмысленна. Кроме того, откуда мы
можем знать, что абсолютной цели не
существует, если мы не обладаем абсолютным
знанием? Человек может только верить в
то, что утверждает. Или возможно, что
подобные сентенции произносятся, чтобы
оправдать свою безответственность.
Более того, такие цели как поесть, попить,
одеться, иметь крышу над головой,
почему-то не обсуждаются как сомнительные.
Эти цели вполне абсолютны. В относительность
целей можно только верить, доказать
нельзя. А вдруг все-таки есть нечто
такое, ради чего можно жертвовать даже
жизнью? Ведь Иисус говорит: "...Если
кто приходит ко Мне и не возненавидит
отца своего и матери, и жены и детей, и
братьев и сестер, а притом и самой
жизни своей,
тот не может быть Моим учеником"
(Лук.
14:26).
“Человек
добр по своей природе”.
Это утверждение лишено смысла, так как
в секуляризме, в мировоззрении, в котором
Бога нет, отсутствует критерий различения
добра и зла. Кроме того, если человек
действительно добр по природе, то почему
он не всегда склоняется к добрым делам?
Библия же говорит о другом: "И
вас, мертвых по преступлениям и грехам
вашим, в которых вы некогда жили, по
обычаю мира сего, по воле князя,
господствующего в воздухе, духа,
действующего ныне в сынах противления,
между которыми и мы все жили некогда по
нашим плотским похотям, исполняя желания
плоти и помыслов, и были по природе
чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый
милостью, по Своей великой любви, которою
возлюбил нас, и нас, мертвых по
преступлениям, оживотворил со Христом,
- благодатью вы спасены"
(Ефес. 2:1-5).
Не такой уж человек и добрый.
“Нам
просто нужно научиться рационально и
логически мыслить”.
Такое утверждение основано на допущении,
что человеческий мыслительный аппарат
может развиваться. Но слишком много
аргументов в пользу того, что это
утверждение весьма сомнительно,
подтвердить его невозможно. Один из
принципиальных аргументов – это
содержание этой статьи. А именно: человек,
закомплексованный и зашоренный
предрассудками, будет принимать в своей
жизни одно решение глупее другого. Кроме
того, если Бога нет, то как мы можем
верить, что наши мысли отражают реальное
положение вещей, если они - всего лишь
продукт химических и биологических
процессов?
“Жизнь
бессмысленна”.
Если это говорит человек материально
обеспеченный и не отягощенный проблемами,
то это кокетство. Если такой человек
говорит с определенной степенью
серьезности, не играя роль, то он
противоречит сам себе, вкладывая в свои
слова какой-то смысл. И вообще, зачем
говорить осмысленные вещи, если жизнь
не имеет смысла? Но человек, обремененный
проблемами или болезнями, вполне может
в это поверить. И люди в это верят. Но
это не так. Не может быть бессмысленным
и абсурдным мир, которым правит Совершенная
Личность – Бог. Но это уже вопрос веры.
“Себя
невозможно переменить”.
Это утверждение имеет цель обосновать
нежелание менять свой характер. Человек
не хочет избавляться от своих страстей.
Либо люди не знают, что существует
потенциал для того, чтобы изменить себя
полностью. Люди не знают и искренне
верят в невозможность изменений. Но Бог
может помочь изменить характер. Бог
меняет человека, и христиане сознательно
идут навстречу изменениям: "Посему
мы не унываем; но если внешний наш человек
и тлеет, то внутренний со дня на день
обновляется" (2
Кор. 4:16),
и "...И
облекшись в нового, который обновляется
в познании по образу Создавшего его"
(Кол.
3:10).
Либо человек стремится избежать
ответственности и оправдывает зло в
себе. В результате идея свободы, как
независимость и неприкосновенность
личности, как-то плавно и незаметно
мигрирует к другим представлениям о
свободе - делай все, что нравится.
“Значительно
то, что грандиозно по масштабам”.
Человек мал во Вселенной, значит
незначителен. Но Библия говорит: "Когда
взираю я на небеса Твои - дело Твоих
перстов, на луну и звезды, которые Ты
поставил, то что есть человек, что Ты
помнишь его, и сын человеческий, что Ты
посещаешь его?" (Пс.
8:4,5).
В Божьих глазах человек есть нечто самое
важное во Вселенной.
Идея
о ценности того, что грандиозно, имеет
место и в так называемых религиозных
убеждениях: “Так
как вас мало – то вы секта”.
Но Учение Христа говорит: "...Ибо
много званых, а мало избранных"
(Мат. 22:14).
История дает массу примеров того, как
массово заблуждались общества, в которых
десятки миллионов “здравомыслящих”
людей. Германская нация приняла
социал-национализм Гитлера, и не
распознала в нем фашизм. Коммунистическая
идеология отбросила в средневековье
многие нации бывшего Советского Союза.
Но сколько людей верили в её прогрессивность,
да и до настоящего времени верят.
“Раз
богатый – значит умный (успешный,
“правильный”)”.
И не имеет значения то, каким образом
разбогател. Если уж эта сентенция сидит
в сознании человека, то переубедить его
практически невозможно.
Еще
одна сентенция, подобная предыдущей:
“Успех
в делах и благосостояние – это признак
набожности и верности Богу, подтвержденных
Божьими благословениями”.
Такая психология продвигается и в
деноминациях, называемых христианскими,
и исповедуется очень многими верующими
людьми. Для верующего это особенно
опасное заблуждение.
Валерий Колесник