Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Дела и вера (2) 29.06.2009
[ Вера ]

Дела и вера (2)

Предыдущая часть Продолжение

Но продолжим цитировать Милларда. Он ссылается на еще один фрагмент из Библии.

"Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром" (Луки 7:36-50).

В евангелии от Луки 7:36-50 мы видим рассказ о грешнице, вы­мывшей ноги Иисуса своими слезами, вытершей их своими волоса­ми, поцеловавшей и помазавшей их миром. Напомнив дела женщи­ны и указав на ее большую любовь, Иисус объявил ее грехи про­щенными (Луки 7:44-48). Это как будто бы подразумевает, что она была прощена благодаря своим делам и любви. Но очень показа­тельны прощальные слова Иисуса женщине: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Луки 7:50). (Миллард Эриксон. Христианское богословие, стр. 858.)

В притче Христос создал для автора неразрешимую дилемму. Женщина спасена и делом, которое она совершила, и верою. Так объявил Христос. Но, по мнению автора, этого не может быть, а истинным может быть только одно из двух.

Но, по большому счету, в то время, во время Реформации, не было серьезной дилеммы в дискуссии “Дела или вера”. Это по­тому что, как в католицизме не было дел, так и протестантизме не было веры.

Католическая система отняла у человека возможность созна­тельного выбора. Человек в бессознательном возрасте через так называемое «крещение» приводился в католическую систему. Без смирения и послушания становился рабом системы. Его дела не были свободным выбором, а “обязаловкой” и насилием над его волей. Дела же требовались одного вида – пополнять кассу Ватикана и непротивление системе. Вместо добровольных по­жертвований был налог на каждого человека, была торговля, и было просто покорение и грабеж новых территорий.

Протестантская система тоже приводила человека в систему. И тоже без возможности выбора. Почему без выбора? Потому что человеку не представлялась сама альтернатива. От человека ожидалось переживание веры, озарение. Но перед человеком ни­кто не ставил вопрос: “Принимаешь Иисуса Христа как Спасите­ля и как Господа или нет?” Аспект верности в любви к ближне­му не обсуждался с кафедр.

Что значит уверовать для спасения: "В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет" (Рим. 1:17), – разобраться с этим оставлялась само­му человеку на его понимание и его интуицию.

Почему все-таки протестантская вера пустая? Потому что на мой вопрос: “А что мне новообращенному христианину делать конкретно?” – я не услышу короткого, ясного и недвусмыслен­ного ответа. Скорее всего, ответом будет требования исполнять ритуал и призыв к повиновению системе, но уже не Ватикана, а государственной.

Как в католической так и в протестантской системах, если и были искренне верующие, то не благодаря системам, а скорее вопреки им. А в дискуссии о спасении пустыми делами как аль­тернатива была представлена пустая вера.

Почему же вопрос спасения все-таки есть претыкание для многих «евангельских» деноминаций? Учение утверждает: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2:8,9). Как же пони­мать, что не от дел. Ответ в следующем фрагменте: "Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по мило­сти, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим. 4:1-5).

Первое, на что следует обратить внимание, это на то, что сло­во “вера” надо уточнять. Не просто поверившему, но верному и послушному верность и послушание вменяется в праведность. Каким и был Авраам. Дела, угодные Богу, – это дела, которые подтверждают верность и доверие Богу. Именно об этом говорит Иаков: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: <идите с миром, грейтесь и питайтесь>, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: <ты имеешь веру, а я имею дела>: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла со­вершенства? И исполнилось слово Писания: <веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим>. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:14-26).

Для прихода к Богу требуется смирение и повиновение. От человека требуется обещание верности и доброй совести, и никаких дел. Приход к Богу – это крещение, это приход в помест­ную общину, это приход в Церковь, это вхождение в тело Хри­стово, это возвращение к Богу, это восстановление мирных отно­шений с Богом. После прихода от христианина ожидается дове­рие и верность. А эти качества уже надо подтвердить делами.

Такое возвращение человека к Богу можно проиллюстриро­вать притчей о блудном сыне. При живом отце сын потребовал свою долю наследство: "Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение" (Луки 15:11,12). Это значит живого отца счесть за покойника. Трудно представить более тяжкое оскорбление. Человек своим противлением Богу огорчает Его не меньше. То, что происходит с меньшим сыном далее, есть образ жизни каждого человека в миру без Божьего духовного руководства: "По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сто­рону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал ну­ждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней" (Луки 15:13-15).

Притча произносилась в контексте еврейского мировоззрения и восприятия. И воспринималась так: “Еврею пришлось пасти свиней”. Молодой человек оказался в положении ниже свиней: "...И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" (Луки 15:16). Это было ужасно для слушателей. И вот после стеснения и переживаний приходит перелом в сознании: "Придя же в себя, сказал: сколько наемни­ков у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голо­да; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" (Луки 15:17-19).

Предыдущая часть Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

2992066 (+105)
44
0
32, 12
(С) 2008-2024, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру
Размещено в дата центре компании dline.ua