Дела и вера (2)
Но
продолжим цитировать Милларда. Он
ссылается на еще один фрагмент из Библии.
"Некто
из фарисеев просил Его вкусить с ним
пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
И вот, женщина того города, которая была
грешница, узнав, что Он возлежит в доме
фарисея, принесла алавастровый сосуд
с миром и, став позади у ног Его и плача,
начала обливать ноги Его слезами и
отирать волосами головы своей, и целовала
ноги Его, и мазала миром. Видя это,
фарисей, пригласивший Его, сказал сам
в себе: если бы Он был пророк, то знал
бы, кто и какая женщина прикасается к
Нему, ибо она грешница. Обратившись к
нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто
сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
Иисус сказал: у одного заимодавца было
два должника: один должен был пятьсот
динариев, а другой пятьдесят, но как они
не имели чем заплатить, он простил обоим.
Скажи же, который из них более возлюбит
его? Симон отвечал: думаю, тот, которому
более простил. Он сказал ему: правильно
ты рассудил. И, обратившись к женщине,
сказал Симону: видишь ли ты эту женщину?
Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги
не дал, а она слезами облила Мне ноги и
волосами головы своей отёрла; ты целования
Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел,
не перестает целовать у Меня ноги; ты
головы Мне маслом не помазал, а она миром
помазала Мне ноги. А потому сказываю
тебе: прощаются грехи её многие за то,
что она возлюбила много, а кому мало
прощается, тот мало любит. Ей же сказал:
прощаются тебе грехи. И возлежавшие с
Ним начали говорить про себя: кто это,
что и грехи прощает? Он же сказал женщине:
вера твоя спасла тебя, иди с миром"
(Луки 7:36-50).
В евангелии от Луки
7:36-50 мы видим рассказ о грешнице,
вымывшей ноги Иисуса своими слезами,
вытершей их своими волосами,
поцеловавшей и помазавшей их миром.
Напомнив дела женщины и указав на
ее большую любовь, Иисус объявил ее
грехи прощенными (Луки 7:44-48). Это как
будто бы подразумевает, что она была
прощена благодаря своим делам и любви.
Но очень показательны прощальные
слова Иисуса женщине: «Вера твоя
спасла тебя; иди с миром» (Луки 7:50).
(Миллард Эриксон. Христианское богословие,
стр. 858.)
В притче Христос
создал для автора неразрешимую дилемму.
Женщина спасена и делом, которое она
совершила, и верою. Так объявил Христос.
Но, по мнению автора, этого не может
быть, а истинным может быть только одно
из двух.
Но, по большому счету,
в то время, во время Реформации, не было
серьезной дилеммы в дискуссии “Дела
или вера”. Это потому что, как в
католицизме не было дел, так и протестантизме
не было веры.
Католическая система
отняла у человека возможность
сознательного выбора. Человек в
бессознательном возрасте через так
называемое «крещение» приводился в
католическую систему. Без смирения и
послушания становился рабом системы.
Его дела не были свободным выбором, а
“обязаловкой” и насилием над его волей.
Дела же требовались одного вида –
пополнять кассу Ватикана и непротивление
системе. Вместо добровольных пожертвований
был налог на каждого человека, была
торговля, и было просто покорение и
грабеж новых территорий.
Протестантская
система тоже приводила человека в
систему. И тоже без возможности выбора.
Почему без выбора? Потому что человеку
не представлялась сама альтернатива.
От человека ожидалось переживание веры,
озарение. Но перед человеком никто
не ставил вопрос: “Принимаешь Иисуса
Христа как Спасителя и как Господа
или нет?” Аспект верности в любви к
ближнему не обсуждался с кафедр.
Что
значит уверовать для спасения: "В
нем открывается правда Божия от веры в
веру, как написано: праведный верою жив
будет" (Рим.
1:17),
– разобраться с этим оставлялась самому
человеку на его понимание и его интуицию.
Почему
все-таки протестантская вера пустая?
Потому что на мой вопрос: “А что мне
новообращенному христианину делать
конкретно?” – я не услышу короткого,
ясного и недвусмысленного ответа.
Скорее всего, ответом будет требования
исполнять ритуал и призыв к повиновению
системе, но уже не Ватикана, а
государственной.
Как в католической
так и в протестантской системах, если
и были искренне верующие, то не благодаря
системам, а скорее вопреки им. А в
дискуссии о спасении пустыми делами
как альтернатива была представлена
пустая вера.
Почему
же вопрос спасения все-таки есть
претыкание для многих «евангельских»
деноминаций? Учение утверждает: "Ибо
благодатью вы спасены через веру, и сие
не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы
никто не хвалился"
(Ефес. 2:8,9).
Как же понимать, что не от дел. Ответ
в следующем фрагменте: "Что
же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел
по плоти? Если Авраам оправдался делами,
он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо
что говорит Писание? Поверил Авраам
Богу, и это вменилось ему в праведность.
Воздаяние делающему вменяется не по
милости, но по долгу. А не делающему,
но верующему в Того, Кто оправдывает
нечестивого, вера его вменяется в
праведность"
(Рим. 4:1-5).
Первое,
на что следует обратить внимание, это
на то, что слово “вера” надо уточнять.
Не просто
поверившему, но верному и послушному
верность и послушание вменяется в
праведность. Каким и был Авраам. Дела,
угодные Богу, – это дела, которые
подтверждают верность и доверие Богу.
Именно об этом говорит Иаков: "Что
пользы, братия мои, если кто говорит,
что он имеет веру, а дел не имеет? может
ли эта вера спасти его? Если брат или
сестра наги и не имеют дневного пропитания,
а кто-нибудь из вас скажет им: <идите
с миром, грейтесь и питайтесь>, но не
даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва
сама по себе. Но скажет кто-нибудь: <ты
имеешь веру, а я имею дела>: покажи мне
веру твою без дел твоих, а я покажу тебе
веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог
един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и
трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный
человек, что вера без дел мертва? Не
делами ли оправдался Авраам, отец наш,
возложив на жертвенник Исаака, сына
своего? Видишь ли, что вера содействовала
делам его, и делами вера достигла
совершенства? И исполнилось слово
Писания: <веровал Авраам Богу, и это
вменилось ему в праведность, и он наречен
другом Божиим>. Видите ли, что человек
оправдывается делами, а не верою только?
Подобно и Раав блудница не делами ли
оправдалась, приняв соглядатаев и
отпустив их другим путем? Ибо, как тело
без духа мертво, так и вера без дел
мертва"
(Иак. 2:14-26).
Для прихода к Богу
требуется смирение и повиновение. От
человека требуется обещание верности
и доброй совести, и никаких дел.
Приход к Богу – это крещение, это приход
в поместную общину, это приход в
Церковь, это вхождение в тело Христово,
это возвращение к Богу, это восстановление
мирных отношений с Богом. После
прихода от христианина ожидается
доверие и верность. А эти качества
уже надо подтвердить делами.
Такое
возвращение человека к Богу можно
проиллюстрировать притчей о блудном
сыне. При живом отце сын потребовал свою
долю наследство: "Еще
сказал: у некоторого человека было два
сына; и сказал младший из них отцу: отче!
дай мне следующую мне часть имения. И
отец разделил им имение"
(Луки 15:11,12).
Это значит живого отца счесть за
покойника. Трудно представить более
тяжкое оскорбление. Человек своим
противлением Богу огорчает Его не
меньше. То, что происходит с меньшим
сыном далее, есть образ жизни каждого
человека в миру без Божьего духовного
руководства: "По
прошествии немногих дней младший сын,
собрав всё, пошел в дальнюю сторону
и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий
голод в той стране, и он начал нуждаться;
и пошел, пристал к одному из жителей
страны той, а тот послал его на поля свои
пасти свиней" (Луки
15:13-15).
Притча
произносилась в контексте еврейского
мировоззрения и восприятия. И воспринималась
так: “Еврею пришлось пасти свиней”.
Молодой человек оказался в положении
ниже свиней: "...И
он рад был наполнить чрево свое рожками,
которые ели свиньи, но никто не давал
ему" (Луки
15:16).
Это было ужасно для слушателей. И вот
после стеснения и переживаний приходит
перелом в сознании: "Придя
же в себя, сказал: сколько наемников
у отца моего избыточествуют хлебом, а
я умираю от голода; встану, пойду к
отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил
против неба и пред тобою и уже недостоин
называться сыном твоим; прими меня в
число наемников твоих" (Луки
15:17-19).
Валерий Колесник