Дела и вера (1)
С какого времени в христианском мире
началась дискуссия: дела или вера? Как
Бог спасает человека – по делам или по
вере? Явно и активно эта дискуссия
началась в период реформации. Активным
её участником был Лютер.
“…Наиболее
вопиющим для простого честного христианина
было распространение практики продажи
индульгенций, и именно против этого
Лютер и обрушил всю мощь своего
критического слова. Но для критики
индульгенций Лютеру, как все-таки
добросовестному мыслителю, надо было
сокрушить богословские тезисы католицизма,
на которых основывалась сама идея
индульгенций. И, в первую очередь, это
мнение западной церкви о возможности
чисто юридического списания преступлений
человека против Бога (грехов) за его
добрые дела. Такой формальный подход к
делу спасения души человека в своем
развитии в схоластическом направлении
привел к мысли, что если своих добрых
дел не хватает, то их можно выкупить из
огромного количества добрых дел, которые
совершены святыми. Из их т.н. “сверхдолжных
заслуг”. Правом на эти заслуги обладает
церковь, и у церкви же их можно и выкупить.
Чисто схоластическая схема. Где вроде
все правильно и логично, но вывод -
удивляющий своим абсурдом” (Сравнение
православного учения о спасении с
протестантским. Священник Николай Ким.
Офенская духовная миссия.)
Католическая
церковь не заметила как дошла до того,
что начала милость Божью покупать за
деньги. Торговля индульгенциями – это
была торговля с Богом. А это безусловно
запрещено Учением Христа. Еще Симон
попытался купить дар Божий, и апостол
Петр его сурово обличил: "Симон
же, увидев, что через возложение рук
Апостольских подается Дух Святый, принес
им деньги, говоря: дайте и мне власть
сию, чтобы тот, на кого я возложу руки,
получал Духа Святого. Но Петр сказал
ему: серебро твое да будет в погибель с
тобою, потому что ты помыслил дар Божий
получить за деньги. Нет тебе в сем части
и жребия, ибо сердце твое неправо пред
Богом. Итак покайся в сем грехе твоем,
и молись Богу: может быть, отпустится
тебе помысел сердца твоего; ибо вижу
тебя исполненного горькой желчи и в
узах неправды. Симон же сказал в ответ:
помолитесь вы за меня Господу, дабы не
постигло меня ничто из сказанного вами"
(Деян. 8:18-24).
Подобной
торговлей человек, как творение, ставит
себя на один уровень с Творцом. Человек,
чтобы не предложил в подобном торге,
всегда предложит Богу то, что Бог
милостиво раньше дал человеку просто
так. Подобная торговля – это непомерная
гордость. Таким способом человек сам
себя превозносит до уровня Божества.
Бог принимает поступки послушных детей:
"Как
послушные дети, не сообразуйтесь с
прежними похотями, бывшими в неведении
вашем"
(1 Пет.1:14).
Но Бог не принимает дела “равного” Ему
бизнесмена. Бизнесмена, который ко всему
еще может быть и неверен. И очень часто,
как правило, неверен. Неприемлемы для
Бога рыночные сделки типа: “Ты
мне, я тебе”.
Но
все-таки, дела или вера. Вот рассуждения
на эту тему богослова, исповедующего
доктрину спасения по вере.
«Самый,
пожалуй, трудный и спорный среди этих
текстов, следующий: "Когда
же приидет Сын Человеческий во славе
Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда
сядет на престоле славы Своей, и соберутся
пред Ним все народы; и отделит одних от
других, как пастырь отделяет овец от
козлов; и поставит овец по правую Свою
сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет
Царь тем, которые по правую сторону Его:
приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от
создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне
есть; жаждал, и вы напоили Меня; был
странником, и вы приняли Меня; был наг,
и вы одели Меня; был болен, и вы посетили
Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ:
Господи! когда мы видели Тебя алчущим,
и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и
приняли? или нагим, и одели? когда мы
видели Тебя больным, или в темнице, и
пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ:
истинно говорю вам: так как вы сделали
это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне. Тогда скажет и тем,
которые по левую сторону: идите от Меня,
проклятые, в огонь вечный, уготованный
диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы
не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили
Меня; был странником, и не приняли Меня;
был наг, и не одели Меня; болен и в темнице,
и не посетили Меня. Тогда и они скажут
Ему в ответ: Господи! когда мы видели
Тебя алчущим, или жаждущим, или странником,
или нагим, или больным, или в темнице, и
не послужили Тебе? Тогда скажет им в
ответ: истинно говорю вам: так как вы не
сделали этого одному из сих меньших, то
не сделали Мне. И пойдут сии в муку
вечную, а праведники в жизнь вечную"
(Мат. 25:31-46).
Он как будто бы
подразумевает, что наша судьба в вечности
зависит от того, совершали ли мы
милосердные и добрые дела для других.
Но в нем есть важная деталь. Выносимый
приговор основывается по сути не на
делах в отношении других людей. Эти дела
рассматриваются совершенными (или не
совершенными) в отношении Самого Иисуса
(Мат. 25:40,45). Таким образом, оценка
основывается на отношении человека к
Богу, а не к своим собратьям. Возникает
вопрос: если суд не основывается на
делах, совершенных для других, почему
вообще о них идет речь? Чтобы ответить
на этот вопрос, нам надо рассмотреть
Мат. 25:31-46 в более широком контексте
учения о спасении. Обратите внимание,
что представленные объяснения вызвали
удивление со стороны обеих групп (Мат.
25:37-39,44). Люди не считали дела, совершаемые
для других, указанием на их отношения
с Богом. Даже те, кто совершал милосердные
дела, были удивлены, что эта их доброта
приводится в качестве аргумента.
Действительно, дела не достойны награды.
Тем не менее они свидетельствуют о наших
отношениях со Христом и о Его благодати,
действующей в нас. Дональд Блеш
комментирует это следующим образом:
Цель притчи -
показать, что мы будем судимы по плодам,
приносимым нашей верой, хотя при
рассмотрении этого отрывка в более
широком контексте мы видим, что плоды
веры - это одновременно действие благодати
в нас. Они свидетельство и следствие
уже излитой на нас благодати. Мы будем
судимы по своим делам, но мы спасены
независимо от наших дел. Если мы хотим
постигнуть тайну дара спасения, нам
надо иметь в виду оба эти утверждения.
Конечный суд - подтверждение действенности
оправдания, уже совершенного в Иисусе
Христе.
Следовательно,
для понимания этого отрывка надо помнить,
что он относится к конечному суду, а не
к получению спасения. Добрые дела по
отношению к другим людям представлены
как следствие спасения, а не как способ
его получения (Миллард Эриксон.
Христианское богословие, стр. 858.)»
Автор
не сумел заметить того, что этот отрывок
(Мат. 25:31-46) соединяет две главных заповеди
любви в одно целое: "Иисус
сказал ему: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею
и всем разумением твоим: сия есть первая
и наибольшая заповедь; вторая же подобная
ей: возлюби ближнего твоего, как самого
себя"
(Мат. 22:37-39).
Вот бы спросить автора: “А
вторая заповедь сама по себе не кажется
трудной и спорной?”
Валерий Колесник