Об обсуждении за глазами
Невозможно не
обсуждать брата за глазами, то есть
говорить о человеке, когда он отсутствует
при разговоре. Это всегда было среди
людей, есть и будет. Этого не избежать
практически никому. Такое было в служении
апостола Павла: "Александр
медник много сделал мне зла. Да воздаст
ему Господь по делам его!"
(2
Тим. 4:14),
и "...Таковы
Именей и Александр, которых я предал
сатане, чтобы они научились не
богохульствовать"
(1 Тим. 1:20).
Это
было в служении апостола Иоанна: "Я
писал церкви; но любящий первенствовать
у них Диотреф не принимает нас. Посему,
если я приду, то напомню о делах, которые
он делает, понося нас злыми словами, и
не довольствуясь тем, и сам не принимает
братьев, и запрещает желающим, и изгоняет
из церкви"
(3 Иоан. 9,10).
Это было сделано
и Иисусом: "В
тот день пришли некоторые из фарисеев
и говорили Ему: выйди и удались отсюда,
ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им:
пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю
бесов и совершаю исцеления сегодня и
завтра, и в третий день кончу" (Луки
13:31,32).
Обсуждение допустимо, но обсуждать
третье лицо надо разумно и в страхе
Божьем.
Обсуждение
должно быть реальным. То есть, обсуждаются
реальные факты, но не слухи, сплетни,
выдумки или подозрения в отношении
брата. Если нет абсолютно верного
подтверждения, что брат согрешил, то
христиане верят в то, что он не согрешил:
"Любовь
долготерпит, милосердствует… всему
верит, всего надеется..." (1
Кор. 13:4-7).
Если нет достоверного подтверждения
греха, то разговор надо как можно быстрее
прекращать. Либо перейти в разговоре с
конкретной личности на обобщенный
образ.
Обсуждение
должно быть доброжелательным. То есть
надо отдавать себе отчет в том, кого
обсуждают? Врага или брата? В обсуждении
не должно быть насмешки, угроз, гнева
или раздражения в адрес брата или сестры.
Тон разговора – сочувствие, сожаление,
если грех был совершен реально. Если у
согрешающего брата случилась неприятность,
то не должно быть злой радости: “Вот
так тебе и надо. Бог наказал тебя за
дело”. Христиане
не злорадствуют: "Любовь…
милосердствует… не мыслит зла"
(1 Кор. 13:4,5).
Обсуждение
должно быть конструктивным. То есть
должна быть готовность и желание
закончить обсуждение добрым делом или
поступком в отношении обсуждаемого
брата. Если он реально согрешил, то
помочь ему осознать грех и покаяться.
Перед возможным разговором с братом и
сестрой, не стоит разжигать костер или
готовить виселицу.
Ещё одна цель обсуждения, которая
имеет право на существование – это
назидание. Грех, если он был, должен быть
понят, должен быть четко квалифицирован
и осужден. Если грех стал публичным хоть
из-за одного или двух свидетелей, то это
допустил Господь Бог, и, вполне возможно,
что для назидания остальных. Неестественно
в таких случаях христианам отворачиваться
от обсуждения только потому, что им о
грехе неприятно слушать.
По
отношению к брату, да и к любому человеку,
необходимо быть исключительно корректным,
даже если его нет рядом: "Даже
и в мыслях твоих не злословь царя, и в
спальной комнате твоей не злословь
богатого; потому что птица небесная
может перенести слово твое, и крылатая
- пересказать речь твою"
(Еккл. 10:20).
Господь ведь видит наши мысли: "Ты
знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты
разумеешь помышления мои издали"
(Пс. 138:2).
Обсуждение и насмешка над братом – это
есть насмешка над Богом: "Мерзость
пред Господом - помышления злых, слова
же непорочных угодны Ему"
(Прит. 15:26).
Валерий Колесник