1. В тот день, выйдя из дома, Иисус сидел у моря;
2. и собралось к нему великое множество людей, так что он вошёл в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу.
3. И рассказывал им многое в наглядных примерах, говоря: "Вот, вышел сеятель сеять;
4. и когда он сеял, какие-то семена упали у дороги, и прилетели птицы и склевали их.
5. Другие упали на каменистые места, где земли для них было немного, и тотчас проросли, потому что земля для них была неглубока.
6. Но когда взошло солнце, были опалены и, поскольку не имели корня, засохли.
7. Иные же упали среди терний, и поднялись терния и заглушили их.
8. А иные упали на хорошую землю и стали приносить плод: одно - в сто раз больше, чем было посеяно, другое - в шестьдесят, иное - в тридцать.
9. Имеющий уши пусть слушает".
10. Тогда подошли к нему ученики и сказали: "Почему ты говоришь с ними наглядными примерами?"
11. В ответ он сказал: "Вам дано понимать священные тайны небесного царства, а им не дано.
12. Ибо тому, кто имеет, будет дано больше, и будет у него изобилие; а у того, кто не имеет, будет отнято даже то, что он имеет.
13. Потому и говорю с ними наглядными примерами, что они, глядя, смотрят впустую, и, слыша, слышат впустую, и не постигают смысла;
14. и на них исполняется пророчество Исаии, которое гласит: "Слыша, услышите, но не постигнете смысла, и, глядя, будете смотреть, но не увидите.
15. Ибо сердце этого народа огрубело, и ушами слышат и не откликаются, и глаза свои закрыли, чтобы не видеть глазами, и не слышать ушами, и не постичь смысла сердцами, и не обратиться, чтобы я исцелил их".
16. А ваши глаза счастливы, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат,
17. Ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведники хотели видеть то, что видите вы, но не видели, и слышать то, что слышите вы, но не слышали.
18. Вы же выслушайте пример о сеятеле.
19. К тому, кто слышит слово о царстве, но не постигает его смысла, приходит Злой и похищает посеянное у него в сердце; это - посеянное у дороги.
20. А посеянное на каменистых местах - это тот, кто слышит слово и тут же с радостью принимает его.
21. Однако не имеет в себе корня, хотя и остаётся некоторое время; когда же начинаются беды или преследования за слово, тотчас претыкается.
22. А посеянное среди терний - это тот, кто слышит слово, но беспокойства этой системы вещей и обольщение богатством заглушают слово, и такой становится бесплодным.
23. Посеянное же на хорошей земле - это тот, кто слышит слово и постигает его смысл, он и приносит плод, и один дает в сто раз больше, чем было посеяно, другой - в шестьдесят, иной - в тридцать".
24. Привёл им и другой пример, говоря: "Небесное царство стало подобно человеку, посеявшему на своём поле хорошее семя.
25. Но пока люди спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл.
26. Когда же показались всходы и принесли плоды, тогда появились и сорняки.
27. И пришли рабы хозяина дома и сказали ему: "Господин, разве не хорошее семя посеял ты на своем поле? Как же появились на нём сорняки?"
28. Он сказал им: "Враг-человек сделал это". - "Хочешь, мы выйдем и соберём их?" - спросили они.
29. Он сказал: "Нет, чтобы, собирая сорняки, вы случайно не вырвали с ними и пшеницу.
30. Пусть растут вместе до жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам: соберите сначала сорняки и свяжите в связки, чтобы сжечь их, а потом идите и собирайте пшеницу в моё хранилище"".
31. Привёл им ещё один пример, говоря: "Небесное царство подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял на своём поле;
32. оно - самое маленькое из всех семян, но, когда вырастает, бывает самым большим из садовых растений и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и селятся в его ветвях".
33. И рассказал им другой пример: "Небесное царство подобно закваске, которую женщина взяла и скрыла в трех больших мерах муки, пока не заквасилась вся масса".
34. Всё это Иисус говорил народу, приводя наглядные примеры. И без примеров не говорил с ними,
35. чтобы исполнилось сказанное через пророка, говорившего: "Открою уста мои в примерах, возвещу то, что было скрыто от основания мира".
36. И, отпустив народ, он вошёл в дом. И пришли к нему его ученики и сказали: "Объясни нам пример о сорняках на поле".
37. В ответ он сказал: "Сеятель хорошего семени - это Сын человеческий,
38. поле - это мир, хорошее семя - это сыновья царства, а сорняки - сыновья Злого,
39. враг же, посеявший их, - Дьявол. Жатва - это завершение системы вещей, а жнецы - это ангелы.
40. И потому, как сорняки собираются и сжигаются в огне, так будет и при завершении системы вещей.
41. Пошлёт Сын человеческий ангелов своих, и они соберут из его царства всё, что служит преткновением, и тех, кто поступает беззаконно,
42. и бросят их в огненную печь. Там будет плач их и скрежет зубов.
43. Тогда праведные будут сиять, как солнце, в царстве своего Отца. Имеющий уши пусть слушает.
44. Небесное царство подобно сокровищу, спрятанному в поле, которое человек нашёл и утаил; и от радости своей идёт и продаёт всё, что у него есть, и покупает то поле.
45. Ещё царство небесное подобно странствующему купцу, который ищет хорошие жемчужины.
46. И, найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и тут же продал всё, что у него было, и купил её.
47. Ещё небесное царство подобно неводу, закинутому в море и собравшему рыбу всякого рода.
48. Когда он наполнился, люди вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в сосуды, а непригодную выбросили вон.
49. Так будет и при завершении системы вещей: ангелы выйдут, и отделят злых от праведных,
50. и бросят их в огненную печь. Там будет плач их и скрежет зубов.
51. Постигли ли вы смысл всего этого?" - "Да", - сказали они ему.
52. Тогда он сказал им: "Так и каждый наставник людей, узнавший учение о небесном царстве, подобен человеку, хозяину дома, который выносит из своей сокровищницы новое и старое".
53. И когда Иисус закончил приводить эти наглядные примеры, он отправился оттуда в путь через страну.
54. И, придя в свои родные места, стал их учить в их синагоге, так что они поражались и говорили: "Откуда у него такая мудрость и способность творить такие могущественные дела?
55. Разве он не сын плотника? Разве не зовут его мать Марией, а братьев его Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?
56. И сестры его - не все ли они с нами? Откуда же у него всё это?"
57. И претыкались из-за него. Иисус же сказал им: "Не бывает, чтобы не чтили пророка, разве только у него на родине и в его доме".
58. И не совершил там многих могущественных дел из-за их неверия.