Нашим братьям, которые проводят молитвы (2)
В нашей прошлой статье по этой
теме мы говорили о необходимости того,
чтобы только верные братья проводили
молитвы в наших собраниях (1 Тим. 2:8; 1
Пет. 3:12). Мы далее отметили, что мужчины,
проводящие молитвы, должны говорить
естественным голосом, помнить, что это
"мы", которые молимся, а не "я",
обращаться к Богу с уважением, и всеми
средствами говорить с Ним во всякой
публичной молитве таким образом, чтобы
все присутствующие могли слышать и
понимать сказанное. Это требует, чтобы
проводящий молитву говорил достаточно
громко, достаточно медленно и достаточно
ясно, чтобы все могли понять то, что он
говорит.
Братья, пожалуйста, не забывайте,
к кому наши молитвы должны быть обращены.
Мы не молимся матери Иисуса, мертвым
святым или Святому Духу. Мы должны
молиться нашему Отцу небесному (Мат.
6:9), "благодаря всегда за все Бога и
Отца, во имя Господа нашего Иисуса
Христа" (Ефес. 5:20).
Правда, что публичная молитва
вслух действительно имеет большое
влияние на умы всех, которые собрались
и слушают её, но молитва – это общение
человека с Богом. Нет никакого сомнения,
что многие из нас слышали молитвы,
звучавшие как проповедь, предназначенная
для ушей собравшихся, а не излитие сердца
пред нашим Небесным Отцом. Брат, проводящий
молитву, не должен рассматривать свою
молитву как средство обращения погибших
во грехах или согрешающего дитя Божьего.
Да, мы должны проповедовать слово (2 Тим.
4:2), но наши молитвы должны быть обращены
к Богу, а Он точно не нуждается в том,
чтобы слово проповедовали Ему, не так
ли?
Что же надо говорить в своих
молитвах? Пожалуйста, поймите, что Библия
не дает нам "список" вопросов,
которые должны быть включены в каждом
обращении к нашему Творцу. То, что мы
видим в Писаниях, это примеры, указания
и принципы, показывающие нам то, что
должно включаться в молитвы. Молитвы
должны включать слова хвалы Богу (Деян.
4:24), благодарности (1 Фес. 5:17,18), исповедание
грехов (Деян. 8:22; Иак. 5:16), просьбы (не
требования, Фил. 4:6), ходатайства и просьбы
за других людей (1 Тим. 2:1,2). Итак, в Библии
нет ничего такого, что говорит, что всё
это должно включаться в каждую молитву.
Также нет никакого указания в слове
Божием, что существует определенный
порядок, в котором всё это должно быть
высказано пред Господом (такое как:
сначала благодарение, потом просьба,
затем исповедание и т.д.).
Когда мы далее размышляем над
тем, что надо говорить в конкретной
молитве, то, кажется, единственно разумным
будет заявить, что слова любой молитвы
должны подходить соответствующему
случаю. Если нас просят провести молитву
в особой или конкретной ситуации, то
наша молитва должна прямо быть связана
с этой ситуацией. Например, мы читаем,
что в случае избрания апостола на место
предателя Иуды, ученики молились
конкретно об избрании нового апостола
(Деян. 1:24,25). Позже, когда ученикам было
повелено синедрионом более не проповедовать
об имени Иисуса в Иерусалиме, они ответили
молитвой в этой конкретно сложившейся
ситуации: они просили смелости
проповедовать и силы творить чудеса
именем Иисуса (Деян. 4:29,30).
Давайте рассмотрим несколько
конкретных случаев в наше время, когда
нас могут попросить провести молитву.
Когда нас просят поблагодарить за пищу
на столе, мы можем говорить о многом в
своей молитве, но мы не должны забыть
поблагодарить за пищу! Братья, если вы
боитесь того, что можете забыть выразить
благодарность за пищу в своей молитве,
то было бы мудрым выразить благодарность
за неё сразу же. Посмотрите примеры
того, как воздавалась благодарность
перед принятием пищи в книге Деяний
27:35 (Павел на борту корабля по пути в
Рим) и в евангелии от Иоанна 6:11 (Иисус
перед насыщением 5000 мужей), а так же
указание принимать пищу с молитвой и
благодарением (1 Тим. 4:3-5).
А сейчас давайте вернемся к
обстановке общего собрания. Каждый день
Господний мы преломляем хлеб в воспоминание
о нашем Господе Иисусе (Деян. 20:7; 1 Кор.
11:23-29). В каждой общине, о которой мы
знаем, есть один или несколько избранных
братьев ответственных за распределение
или раздачу хлеба и плода виноградного.
Это, конечно же, помогает нам действовать
согласно боговдохновенному указанию:
"только все должно быть благопристойно
и чинно" (1 Кор. 14:40). Участвуя в этом
процессе, который часто называется
"служить у стола", будут возноситься
благодарения, молитвы, проводимые
избранными для сего служения братьями.
Именно относительно
тех молитв, которые связаны с "приобщением"
(1 Кор. 10:16), мы делаем следующие наблюдения.
Во-первых, причастие состоит из двух
элементов: пресного хлеба и плода лозы
виноградной (Мат. 26:26-29). Далее, целью
принятия вечери Господней является
вспоминать Иисуса, и Его смерть в
частности (1 Кор. 11:24-26). В свете этого,
то, что говорится в молитвах перед
вкушением хлеба и принятием плода
виноградного, должно быть связано с
этим вопросом, как мы уже отметили выше
о молитвах, проводимых при других особых
обстоятельствах. Братья, вы можете
упоминать многое в своих молитвах, но
когда проводите молитву перед принятием
вечери Господней, во что бы то ни стало,
поблагодарите за хлеб и чашу, а также
за жертву/смерть Иисуса, которая придает
хлебу и чаше особое значение!
Пожалуйста, попытайтесь избегать
упоминания в молитвах "у стола"
того, что каким-то образом может заставить
ваших братьев и сестер, которые собрались
вместе, обратить свое внимание на
вопросы, не связанные с Иисусом и Его
смертью. Если мы должны быть благодарны
за Божии дары, то будет уместным
поблагодарить Бога за то, что наша сестра
родила здорового ребенка. Однако
выражение такой благодарности сразу
же перед принятием/во время вечери
Господней может заставить людей забыть
о смерти Иисуса и думать о новорожденном
ребенке! Помните, то, что говорится в
наших молитвах, влияет на расположение
ума других, слушающих эти молитвы,
поэтому давайте проводить молитвы,
связанные с преломлением хлеба,
сосредотачивая свое внимание на Иисусе
и составных вечери.
Я лично в некоторых
случаях был захвачен врасплох ко времени,
определённому для молитвы. Возможно, у
вас был такой же опыт. Иногда братья
выходят перед общиной, чтобы помочь
раздать вечерю Господню, потом, без
единого слова предупреждения, мы слышим
слова: "Отец наш небесный ..." и
быстро склоняем свои головы и пытаемся
"присоединиться". Да, мы ожидаем
молитву, но, а как насчет того, чтобы
дать нам точно знать, когда она начнется,
чтобы мы могли быть готовы? Было бы очень
полезным для всех причастных к этому,
если те, кто проводят молитвы, сначала
ясно заявили о том, что они собираются
делать. Всё, что для этого необходимо,
несколько слов, таких как: "Давайте
вместе помолимся ...", потом пауза,
чтобы позволить каждому приготовиться
молиться. Часто происходит, что после
того, как хлеб был роздан, брат подходит
к микрофону и снова, без предупреждений,
начинает молитву. Давайте пытаться
начинать наши молитвы вместе, и пара
слов тех, кто проводят служения, могут
быть очень полезными в этом отношении.
Это является верным относительно и
молитв перед воздаянием.
А что если брата попросили
провести молитву о члене церкви,
исповедовавшем грех и желающем, чтобы
церковь помолилась о нем/о ней? Но разве
проводящим такую молитву не должен быть
проповедник? Библия говорит: "Признавайтесь
друг пред другом в проступках и молитесь
друг за друга, чтобы исцелиться: много
может усиленная молитва праведного"
(Иак. 5:16). Подходит ли проповедник
Евангелия под эту категорию "праведного"?
Если нет, то мы в опасности! Но Библия
не говорит: "Только молитва евангелиста
может много". Но она говорит, что
молитва "праведного" может
много. Посему, будет уместным для любого
верного брата во Христе (праведного)
произнести молитву о дите Божием,
исповедующем грех. Братья, помните,
когда молитесь о том, кто приходит с
исповеданием греха, будьте уверены, что
то, что вы говорите в своей молитве,
имеет отношение к этому исповеданию и
прощению. Не забывайте просить Бога
простить его/её.
Будет ли лучшим, если брат,
проводящий публичную молитву, попросит
собравшихся встать? "Лучшим" –
сильное слово. Есть христиане, которые
предпочитают стоять, когда молятся.
Некоторые братья, не потому что они сами
считают, что необходимо стоять во время
всех молитв, всегда просят собравшихся
встать, когда проводят молитву. Они
делают такую просьбу потому, что понимают,
что многие члены их общины предпочитают
молиться в положении стоя. В Новом Завете
мы действительно читаем о том, что
некоторые стояли во время молитвы (Лук.
18:13). Однако другие отрывки указывают,
что молитва была также приемлемой, когда
молящиеся молились, преклонив колена
(Лук. 22:41; Деян. 20:36), сидя (Лук. 9:14-16), или
возлегая (Лук. 24:30, "катаклино"
означает полулежать). Мы должны быть
внимательны и не пытаться навязывать
определенное положение в молитве другим.
Нашим верным братьям во Христе,
которые проводят публичные молитвы, мы
говорим "спасибо" и "мы ценим
ваше доброе дело". В этой и предыдущей
статье "Истины" мы не пытались
выступать в качестве "авторитетов"
по вопросам проведения молитв. Мы просто
пытались воодушевить и просветить всех
тех, кто имеет искренний интерес к
молитвам, которые мы вместе возносим
Богу небесному. Мы основываем свои
утверждения и предложения на Библии,
здравом смысле и опыте наблюдений того,
как проводятся публичные молитвы. Если
кто посещает все служения церкви, во
многих общинах он услышит около десяти
молитв в неделю, а это 520 в год, или 5200 за
десять лет! Кто может сомневаться в том,
что наши молитвы являются важной частью
нашего служения? Давайте все мы будем
подходить к ним с серьезным отношением.
Пусть Бог благословляет вас, когда вы
живете для Него.
Роджер Кэмпбелл