Чему учат 1,2,3 послания апостола Иоанна о грехе (2)
В нашей прошлой статье мы говорили о том, что грех реален, и что такое грех в соответствии с Писаниями. Надо всегда помнить и о последствиях греха, ведущих к разделению с Богом, т. е. духовной смерти. Давайте продолжим.
Христианин и грех
Следующий вопрос, который нужно рассмотреть: "могут ли христиане согрешать, или же они безгрешны?" В 1 Иоан. 1:8,10 написано: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас". Согласно этому отрывку христиане, члены Церкви Божией, согрешают. Но что мы видим? В этом же послании говорится: "Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его" (1 Иоан. 3:6). В 1 Иоан. 3:9 читаем: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога". Является ли это противоречием? Неужели в Библии, книге от Бога, могут быть противоречия?! Давайте исследуем этот вопрос детальнее, обратившись к греческому языку, на котором был первоначально написан текст Нового Завета. В 1 Иоан. 1:10 выражение "не согрешили" соответствует греческому ουχ ημαρτηκαμεν и указывает на разовое завершенное действие. Это выражение подразумевает, что христиане иногда согрешают. Такая идея подтверждается Библией: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл. 7:20). Кого, согласно Новому Завету, можно назвать праведным? Конечно, христиан, ведь они стараются жить по Божьим заповедям, но, надо признать, порою согрешают.
Теперь давайте рассмотрим фразу "не согрешает" в 1 Иоан. 3:6. Она соответствует греческому ουχ αμαρτανει, указывая на постоянный процесс, продолжительное действие. Также и в 1 Иоан. 3:9 "не может грешить" в греческом ου δυναται αμαρτανειν, указывает на постоянный процесс. Исходя из значения этих фраз, видно, что христиане не пребывают постоянно в каком-то грехе (1 Иоан. 3:6,9). Грех не является целью их жизни, но иногда они спотыкаются, согрешая: "Ибо семь раз упадет праведник и встанет" (Прит. 24:16). Вот в чем отличие христиан от остальных людей: согрешая, христиане встают, стараясь бороться со грехом, чтобы больше не делать его. Это их желание - исправиться. Для прочих же, грех - норма жизни. Исследовав значения греческих выражений, мы еще раз убедились, что в Библии противоречий нет!
Как же христиане могут получить прощение грехов? Ведь если наш грех не прощен, мы духовно мертвы (Рим. 6:23). Что нам говорит 1 послание Иоанна по этому вопросу? Каковы условия прощения грехов для христиан? В 1 Иоан. 1:7 написано: "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". Кровь Иисуса Христа очищает нас от "всякого греха" в том случае, если мы ходим во свете. Что значит ходить во свете? 2 Иоан. 4; 3 Иоан. 3,4 показывают, что христиане ходят в истине. Выражение "ходить во свете" синонимично выражению "ходить в истине". Что значит ходить в истине? В Пс. 118:86 видим, что "все заповеди Твои - истина". Поэтому ходить в истине – значит поступать по Божьим заповедям (2 Иоан. 6). И возвращаясь к 1 Иоан. 1:7, делаем вывод: если христиане соблюдают Божьи заповеди, кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха.
Какие еще условия прощения грехов указаны в 1 послании Иоанна? Стих 9 первой главы 1 послания Иоанна гласит: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". Одно из условий прощения грехов для христиан - необходимость признать, исповедовать свой грех перед Богом. Отрывок из книги Деяний показывает нам на примере Симона, что нужно делать для прощения грехов христианину. Когда Симон согрешил, Петр сказал ему: "Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего" (Деян. 8:22). Условия для прощения, выраженные устами апостола, – покаяние и молитва.
Собрав всю информацию о том, что нужно для прощения грехов христианину, видим необходимость покаяться, изменив свое отношение ко греху, впредь стараясь не совершать его. Нужно исповедовать свой грех перед Богом в молитве и попросить прощения за него. Также необходимо продолжать исполнять Божьи заповеди. Когда мы будем так поступать, кровь Иисуса будет очищать нас от всякого греха.
1 послание Иоанна говорит о «загадочном» грехе, грехе к смерти (5:16,17). У многих этот отрывок вызывает трудности с пониманием. Давайте исследуем его. Итак, "грех к смерти". Ранее, в нашей статье мы уже отмечали, что грех - это нарушение Божьего закона (1 Иоан. 3:4), и последствие греха - духовная смерть (Рим. 6:23). Если наши грехи не прощены, не очищены, то мы духовно мертвы. В 1 Иоан. 1:7 мы отметили, что Бог очищает нас от всякого греха, но при условии, что мы ходим во свете, то есть поступаем по заповедям Господним. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что если мы не ходим во свете, то кровь Иисуса не очищает нас от грехов. Подобное утверждение и в 1 Иоан. 1:9: Бог прощает нам грехи наши и очищает нас от всякой неправды при условии, что мы исповедуем грехи наши перед Богом. И наоборот, если мы грехи не исповедуем, то вывод однозначен - Бог нас не прощает, и наши грехи не очищаются. Общий вывод таков: Бог прощает грехи христиан, если они ходят во свете и исповедуют свои грехи перед Богом. Если наши грехи прощены, мы не находимся в состоянии духовной смерти, так как она есть последствие грехов (Ефес. 2:1), что значит, что мы духовно живы. Но если мы не ходим во свете и не исповедуем свои грехи, они не очищаются, и мы мертвы, то есть находимся в состоянии духовной смерти. Поэтому грех к смерти - это грех, в котором мы не раскаиваемся, не исповедуем его перед Богом, но продолжаем совершать его. Послание к Евреям 10:26 подтверждает это: "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи", а значит, грехи не прощаются и мы духовно мертвы. В Иер. 8:5 написано: "Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться". Если у нас подобное отношение ко греху, и мы не желаем меняться - это грех к смерти.
Нехристианин и грех
Мы много говорили о последствиях греха, о том, согрешают ли христиане, и как им получить прощение грехов. Но духовная смерть является последствием грехов не только христиан, но и нехристиан, тех людей, кто вне Церкви Божией. Могут ли они получить прощение грехов, ожить духовно и спастись от мук в геенне? Да! И Господь желает этого для каждого человека, потому как написано о Боге: "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Для этого нужно: слышать слово Божье (Рим. 10:17; Иоан. 6:44,45), верить в Бога, Христа, Евангелие (Евр. 11:6; Иоан. 8:24; Мар. 16:15,16), покаяться в своих грехах (Лук. 13:3,5; Деян. 17:30), исповедать Иисуса Христа Божьим Сыном (Рим. 10:9,10; Деян. 8:37), принять водное крещение для прощения грехов (Деян. 2:38; Рим. 6:3,4).
Уважаемый читатель, изучив этот материал, постарайтесь исследовать себя и узнать: прощены ли Ваши грехи, или же Вы мертвы духовно. Если они ещё не прощены, измените своё положение, побеспокойтесь о своей душе, подумайте, где Вы проведете вечность. Не откладывайте этого на завтрашний день, которого может не быть. «Вот, теперь время благоприятное, вот теперь день спасения» (Кор. 6:2). «Теперь» – это всё, что у нас есть!
Сергей Бойко