Выпивка в компании и христианин (2)
Для многих людей, выпивающих всего лишь одну рюмку, – это уже всё. Они не в состоянии остановиться до тех пор, пока не окажутся в сточной канаве. Разве может верный христианин показывать брату такой пример, который будет заставлять его грешить? Поскольку “пьяный” – это процесс, а не действия со стороны пьющего, которые просто видимы, то подтолкнуть человека даже к одной рюмке – это заставить его грешить.
А какое влияние мы будем оказывать на наших собственных детей, если будем пить алкоголь? Наш пример будет плохим не только в отношении алкоголя. Но поскольку это – наркотик, он может открыть дверь кокаину, героину или другим наркотикам. Какое влияние мы оказываем на жену или мужа, когда употребляем алкогольные напитки?
Несомненно, верный христианин поймет, что он или она просто не должны употреблять алкогольных напитков в каком бы то ни было количестве. Если мы по-настоящему любим наших братьев и хотим, чтобы они спаслись в вечности, мы будем держаться как можно дальше от этого зла.
Отрывки из писаний, используемые теми, кто оправдывает выпивку в компании
1. Иоанна 2:1-11.
Это было начало чудес Иисуса. Целью этого чуда было явить Его славу (ст.11). Превратил ли Иисус воду в алкогольное вино? Если да, то это значит, что Иисус дал (по оценкам писателей) приблизительно 150 галлонов (около 680 литров – прим. переводчика) опьяняющего вина людям, которые были уже пьяны! Конечно же, если быть пьяным – это грех (а это действительно так: 1 Кор. 6:10), то было бы также греховным способствовать пьянству (и это так: Авв. 2:15: "Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!"). Но мы знаем, что Иисус был безгрешен (Евр. 4:15), поэтому вино, которое Он сделал, не могло быть опьяняющим вином. Кроме этого, фраза в стихе 10 “хорошо напившиеся” (перевод короля Иакова) или “обильно напившиеся” (“Американский стандартный вариант”) (“напьются” в Синодальном переводе – прим. переводчика) делает ударение на количестве без упоминания вида потребляемой жидкости. Они пили до удовлетворения. Хорошее вино, о котором сказано в стихе 10, наверняка, указывает на вкус. Иисус дал неопьяняющее вино на этом брачном пире, которое превосходило по вкусу то, которое они пили до этого. Здесь нет абсолютно никакого доказательства того, что вино было алкогольным.
2. 1 Тимофею 3:3 и 1 Тимофею 3:8.
Некоторые считают, что так как старейшины не должны быть “пьяницами”, а диаконы должны быть “не пристрастны к вину”, то это значит, что диаконы могут употреблять в умеренных количествах опьяняющее вино. Интересно, что в 1 Тим. 3:3 “Американский стандартный вариант” представляет эту фразу как “скандалист”, а в подстрочном примечании сказано: “не сварлив из-за вина”. Он не должен быть тем, кто пирует или устраивает пир так, чтобы быть возле вина. Он не должен быть пьяницей. Похоже, это сравнение показывает, что оба стиха указывают на то, что ни старейшины, ни диаконы не должны бывать пьяными.
Подразумевает ли фраза “не пристрастны к вину” ("не багато віддані вину", украинская Библия) то, что умеренная выпивка одобрена? Разве можно убеждать человека избегать пьянства, но одобрять при этом умеренную выпивку? “Не будь наркоманом” не подразумевает, что умеренное употребление героина является приемлемым. Разве фраза “Прекрати постоянно лгать” подразумевает, что лгать иногда – это нормально? Означает ли фраза “Не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет”, что мы можем пренебрегать ею, когда она молода? Посмотрите Еккл. 7:17, где написано: “Не предавайся греху” ("Не будь несправедливим занадто", украинская Библия). Будет ли нормальным делать грех, не слишком предаваясь ему? Конечно же, нет. Не может быть и речи даже об умеренном употреблении того, что является непозволительным. Даже то, что законно (позволительно), можно принимать неумеренно, злоупотребляя. Пищу возможно принимать таким образом, что это уже будет обжорством.
Если это опьяняющее вино, то Павел просто говорит: “Не предавайся пьянству, держись от этого подальше”. Он говорит это как старейшинам, так и диаконам. Если же это было неопьяняющее вино, то он просто говорит быть умеренным в том, что позволительно. По словам историка Рамсея, в первом веке проводились состязания, на которых человек, выпивавший больше всех, получал приз. При этом они использовали неопьяняющее вино, которого можно было выпить в огромных количествах, не пьянея. Даже в наши дни проводятся подобные состязания, информацию о которых вы сможете найти в “Книге рекордов Гиннеса”.
3. Римлянам 14:21.
“Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает” – написал Павел в Рим. 14:21. В этой главе рассматриваются вопросы отношения к тому, что само по себе не является ни хорошим, ни плохим, как, например, употребление в пищу мяса, которое использовалось в поклонении какому-либо идолу, и к особым дням. В этой главе говорится о сильном брате и о слабом брате. Сильный брат должен отказаться от своих прав, чтобы не дать слабому брату повода для преткновения. Не было ничего плохого в том, чтобы кушать мясо, но Павел отказался бы от этого, если бы это заставило брата грешить. Фраза “ничего такого” должна включать в себя также и то, что хотя и не упомянуто, все же, если сильный брат будет заниматься этим, заставит слабого брата преткнуться. Другими словами, “ничего такого” включает в себя также другие вещи, нейтральные сами по себе, которые конкретно не упомянуты здесь.
У нас нет причин предполагать, что было бы чем-то неправильным употреблять это вино. Но поскольку мы уже показали, что есть много чего плохого в алкогольных напитках, то мы знаем, что об опьяняющем вине здесь не могло бы идти речи. Разве Павел не мог бы сказать: “Не пей неопьяняющего вина, если оно является камнем преткновения для твоего брата”? Конечно, мог. Но здесь ничего не указывает на то, что это вино обязательно было опьяняющим. Для того чтобы использовать этот отрывок в поддержку выпивки в компании, необходимо вначале доказать, что это вино было опьяняющим. Этого нельзя доказать. Поскольку ничего не было неправильного в “мясе” и “ничем таком”, то мы можем знать, что и в этом вине ничего не было неправильного. Оно не было опьяняющим.
Помните, мы не можем одновременно быть пьяницами и быть угодными Богу. Употребление опьяняющего вина в любом количестве означает, что мы будем до какой-то степени пьяны, “в процессе опьянения”. Нам нельзя делать умеренно то, что уже является незаконным (непозволительным).
4. 1 Тимофею 5:23.
В этом стихе читаем: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов”. Вероятно, что Тимофей не пил вина вообще. Возможно, он пил только воду. Должны ли мы делать вывод, что “немного вина” было опьяняющим? Каким бы ни было это вино, оно было для лечебных целей. Это никак не защищает распитие алкогольных напитков в компании, равно как и использование героина, в качестве лекарства, не оправдывает его употребление для развлечения.
5. 1 Коринфянам 11:20,21.
“Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так, что иной бывает голоден, а иной упивается”. Здесь “голоден” противопоставляется “упивается”. Макнайт (известный комментатор) говорит: “один голоден, а другой – сыт”. Здесь “упивается” не противопоставляется слову “трезвый”. Скорее всего, они были виновны в обжорстве. Они злоупотребляли пищей и напитками. Они, очевидно, смешивали прием обычной пищи с вечерей Господней. Конечно же, нет никакого основания полагать, что они были пьяны. Скорее, они пили “по горло”. Они насытились. Здесь у нас то же самое греческое слово, что и в Иоанна 2:11: “МЕТУО”, означающее “напившийся обильно”.
Даже если бы это и было опьяняющее вино, мы не можем заключить, что Господь одобрял его использование. Фактически, мы можем знать, что Он не одобрил бы этого.
Эрнест Бернетт