Распятие Иисуса (3)
Распятие представляло собой ужасную форму смерти, один из наиболее позорных и жестоких способов смертной казни. Иосиф Флавий описывает его как «самую гнусную из смертей». Хенгель говорит: «Ни один из древних писателей не хотел слишком долго останавливаться на этой жестокой процедуре» (Хенгель, «Распятие», стр. 75). Ввиду этого, мы располагаем очень незначительным количеством подробных описаний смерти через распятие. Цицерон ссылался на распятие, как на «крайнюю меру наказания», как на «тот бич», и как на «самое жестокое и отвратительное наказание». Цицерону также принадлежат слова: «Само слово «крест» должно быть убрано подальше не только от личности римского гражданина, но также и от его мыслей, его глаз и ушей». В словах Цицерона «необходимо видеть важное древнее доказательство того, с каким ужасом и отвращением относились тогда к распятию» (Хенгель, «Распятие», стр. 44).
Хотя римляне и не были теми, кто придумал распятие, все же, они довели его до совершенства как форму пыток и высшей меры наказания. Оно было задумано с целью вызвать медленную смерть с максимальными мучениями. Смерть редко наступала раньше, чем через 36 часов. Иногда жертва оставалась живой от трех до четырех дней. Время на кресте зависело обратнопропор-ционально от степени суровости бичевания. Смерть можно было ускорить ломанием ног ниже колен. Никто не должен был остаться в живых после распятия, поэтому тело не снимали, до тех пор пока воины не имели полной уверенности в том, что жертва уже мертва. Обычно, один из римских охранников пронзал тело копьем или мечом.
Труман Дэвис описывает распятие следующим образом: «Распятие начинается. Иисусу предлагают вино, смешанное с миррой, – мягкую обезболивающую смесь. Он отказывается пить. Симону приказано положить патибулум на землю, а Иисуса быстро сваливают с ног, положив Его спиной к дереву. Легионер нащупывает впадину в передней части запястья, после чего вонзает тяжелый четырехугольный кованый гвоздь сквозь запястье глубоко в дерево. Он быстро переходит на другую сторону и повторяет ту же самую операцию, внимательно следя за тем, чтобы не натягивать слишком сильно руки, чтобы сделать возможным некоторое сгибание и движение. Затем патибулум поднимают к месту у вершины вертикального столба, а также прибивают на свое место титулус с надписью "Иисус Назарянин, Царь Иудейский". Левую ступню прижимают задней частью к правой ступне, и, вытянув обе ступни вниз, загоняют гвоздь сквозь свод каждой из ступней, оставив колени в слегка согнутом положении. Теперь Жертва распята.
По мере того как Он медленно оседает, перенося все больший вес на гвозди в запястьях, раздирающая, жгучая боль мгновенно проносится сквозь пальцы и дальше, сквозь руки, и, наконец, взрывается в мозгу - гвозди в запястьях надавливают на срединные нервы. По мере же того как Он толкает Свое тело вверх, чтобы избежать этих бесконечных мук, Он переносит весь свой вес на гвоздь, вбитый в ступни. И снова - мучительная, обжигающая боль, так как гвоздь врезается в нервы между плюсневыми костями стопы.
В этот момент происходит еще одно явление. Когда руки ослабевают, сильная волна судорог проносится через мышцы, скручивая их в узлы, что сопровождается глубокой, безжалостной, пульсирующей болью. Вместе с этими судорогами пропадает способность толкать Себя вверх. Свисание на руках парализует грудные мышцы, а также не позволяет сокращаться межреберным мышцам. Вдохнуть воздух в легкие можно, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается поднять Свое тело, для того чтобы сделать хоть один маленький вдох. В конечном итоге, двуокись углерода (углекислый газ) накапливается в легких и кровеносной системе, и судороги частично ослабевают. Судорожно дергаясь, Он все-таки смог толкнуть вверх Свое тело, чтобы сделать выдох и впустить в легкие животворный кислород.
Проходят целые часы этой нескончаемой боли, циклически повторяющихся судорог, выкручивающих и разрывающих суставы, периодичного частичного удушья, жгучей боли из-за отрывания ткани от Его обезображенной бичеванием спины, когда Он трется ею о шершавое дерево, двигаясь вверх и вниз. Затем начинается еще одно мучение - глубокая сдавливающая боль в середине груди, по мере того как околосердечная сумка медленно наполняется кровяной сывороткой и начинает сдавливать сердце.
Теперь уже почти все кончено - потеря жидкости в тканях достигла критического уровня - сдавленное сердце с трудом перекачивает густую, застоявшуюся в тканях кровь; истерзанные легкие делают неистовые попытки глотнуть хоть немного воздуха. Заметно обезвоженные ткани посылают в мозг поток возбуждающих сигналов.
Теперь жизнь физического тела висит на волоске, Он чувствует, как леденящей холодок смерти ползет по Его телу ... Его искупительная миссия выполнена. Наконец-то Он может позволить Своему телу умереть. Собрав все Свои последние силы, Он еще раз давит Своими порванными ступнями на гвоздь, выпрямляет ноги, делает глубокий вдох и изрекает Свой седьмой и последний вопль: "Отец, в Твои руки поручаю Мой дух"» (Дэвис "Распятие Иисуса", стр. 186,187).
Чтобы соблюсти субботу, иудеи попросили снять осужденных с креста. Обычным способом прекращения казни через распятие являлось перебивание ног. Это лишало жертву возможности толкать себя вверх и вдыхать кислород, необходимый для поддержания жизни. Они перебили ноги двум разбойникам, но, подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже мертв. Очевидно из желания убедиться в том, что Он действительно был мертв, один воин вонзил свое копье в бок Иисуса. Если бы Иисус сделал хоть малейшее движение, это бы указало на то, что Он все еще жив. Однако Иисус умер, когда находился на кресте.
Как видно из вышеприведенных описаний, смерть через распятие представляла собой очень сильную и невообразимо жуткую муку. Жертва переживала тысячу смертей одновременно. Абсолютно невозможно передать во всей полноте страшные ужасы смерти через бичевание и распятие. В английском языке есть слово excruciating "мучительный, терзающий, истязающий", которое произошло от латинского excruciatus, означающее "с креста". Смерть через распятие была мучительной в полнейшем смысле этого слова.
Заключение
Если вы уже много лет являетесь христианином, разве не трогает ваше сердце опять услышанный рассказ о смерти Иисуса? И сколько бы раз мы не слышали этот рассказ, он по-прежнему трогает нас до слез. Генри Бэррэклаф писал: "И когда я думаю о кресте, который Он понес, с моих глаз начинают капать слезы". Один проповедник сказал: "Господи, прости нам отсутствие слез в наших глазах в то время, когда мы думаем о кресте". Знание о том, что Иисус выстрадал за нас, должно целиком повергнуть в стыд, угрызения совести и чувство вины всех тех, кто еще не полностью посвятил свою жизнь Христу. Джон Р.У. Стотт говорит: "Как мы можем с чистой совестью взирать на крест Христов, не краснея при этом за себя" (Стотт "Крест Христов", стр. 83).
Иисус умер за нас, потому что Он любит нас! Не гвозди в руках и ногах удерживали Его на кресте, а Его любовь к нам! Во 2 Кор. 5:14,15 апостол Павел говорит трижды в этих двух стихах о том, что Христос умер. Именно смерть Христа на кресте стала вечным свидетельством Его любви к нам! Павел говорит: "Бо Христова любов спонукає нас" (2 Кор. 5:14). Любовь Христа к нам понуждает, побуждает нас и служит мотивом, для того чтобы полностью отдать себя Ему!
Начальник жизни, Пастырь мой, Хвала Твоей любви!
Чтоб не забыл я подвиг Твой,
К Голгофе поведи!
Чтоб не забыл Твоей мольбы,
Чтоб не забыл Твоей борьбы,
Чтоб не забыл Твоей любви, –
К Голгофе поведи.
Джон Хоббс