Кто позволил грешить? (4)
Такая теория (что нет вечного наказания и вечных мучений, о чем мы говорили в прошлой статье) делает людей бесстрашными в том, чтобы нарушать закон Божий. Нет ужасного наказания, можно делать всё, что угодно, говорит себе человек, и с радостью распространяет или поддерживает такую хорошую веру. Иногда эти люди задают странный вопрос. Они спрашивают: скажите, а вам хотелось бы, чтобы имелось место вечного мучения, где бы люди всегда страдали и испытывали боль? Удивительный вопрос, можно подумать, что планы Божии полностью зависят от человеческих желаний и фантазий. Вот их доводы: 1) вечной бессмертной части, души, человек не имеет, а душой они называют физическую жизнь или дыхание (Быт. 2:7), следовательно, после смерти человека от него остается только разлагающееся тело; 2) слово ад в данном случае ими рассматривается только в значении могилы, таким образом, отрицается место мучения, где может оказаться человек после смерти; 3) свидетели Иеговы утверждают, что нечестивые просто не будут воскрешены, и этим всё для них закончится; 4) чисто эмоциональное заявление: Бог любви не станет вечно мучить Своё творение и издеваться над ним.
Давайте рассмотрим учение Библии. А) Человек имеет вечную неисчезающую бесследно часть. Если правда то, что после смерти от человека ничего не остается, то подумайте, почему или как мог появиться на горе перед учениками Моисей во время преображения Иисуса (Мат. 17). Ведь о Моисее точно известно, что он умер и был погребен (Быт. 34:5,6). Если после смерти человека от него ничего не остается, обманом было бы со стороны Бога допустить появление духа Самуила перед Саулом в Аэндоре (1 Цар. 28:12-18). В евангелии от Луки 16 главе описаны мучения богатого человека, в которых он находился после физической смерти, но это происходит с ним ещё до суда. Чему же учит эта история? Эти и другие отрывки учат, что, физически умирая, человек не прекращает своего существования. Б) Место, в котором находятся умершие, согласно Библии, до суда – это невидимый мир для физического зрения, мир мертвых. И если, по учению свидетелей Иеговы, душа – это физическая жизнь и дыхание, а ад это только могила, получается, что Иисус Христос, находясь в могиле, был там физически живым, так как в книге Деяний 2:31 сказано, что Его душа находилась в аде. Откуда приходили Самуил и Моисей? Понятно, что они не явились из могилы, будучи на время воскрешенными. Где, в каком месте испытывал мучения умерший богач (Лук. 16:22-31)? Может всё это происходило с ним три-четыре метра ниже уровня земли? Понятно, что место, описанное Лукой, – это не только могила богача, потому что из этого места, в котором он находился, этот человек разговаривал с Авраамом. Где вы видели, чтобы из могил умершие обращались друг к другу? Разве что в фильмах и литературных произведениях. Свидетели Иеговы называют адом буквальную могилу, где ничего не происходит. Библия учит о месте мучения (Лук. 16:28) и о геенне (Мат 10:28), где, к сожалению, после суда окажутся многие люди. В) Учение о том, что нечестивые не будут воскрешены – ложно. Воскресение будет когда Христос явится, и тогда все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут делающие зло в воскресение осуждения (Иоан. 5:28,29). В Мат. 25:46 сказано о плохих людях: "и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". Г) Лжеучение о том, что Бог любви и милосердия не захочет подвергать вечным мучениям Свое творение, опровергается многими отрывками Библии. Во 2 Фес. 1:6-9 написано, что праведно будет перед Богом каким-то людям "воздать скорбью", "которые подвергнутся наказанию вечной погибели", "в пламенеющем огне".
"Мудрые доброжелатели" имеют огромное количество последователей, приучающих людей не бояться того, что будет после смерти. Прямо они говорят: "не грешите", но своим учением делают грех безнаказанным, чем открывают широкие врата и путь, ведущий к осуждению и вечной погибели (Мат. 7:13).
10. Иногда можно слышать рассуждения о том, что в мире ничто не происходит без воли Божией. Говорят, что всё совершается так, как Господь уже решил, и от человека ничего не зависит, потому что всё контролируется Господом и происходит в соответствии с Его Божественными замыслами, а из этого следует вывод, что от человека как бы ничего и не зависит, и зачем что-то в жизни изменять, всё равно ведь всё будет так, как хочет Бог. И человек говорит: пусть всё остается как есть. Даже в том случае, когда рассказываешь ему о необходимости принять правила Нового Завета, в корне меняя отношение ко греху. Но почему всё же имеет место отказ? Что стоит за этим нежеланием принять истину? Равнодушие? Непонимание? Или скрытое противление истине? Особенно способными оказываются люди из деноминаций, которые могут, в оправдание своей жизни, называть много стихов из Библии с целью сохранить то положение, которое имеют, когда желание оставаться грешником в деноминации сильнее желания быть верным Христу в Его Церкви! Для того чтобы в их жизни всё оставалось как есть, ими используется идея о том, что всё происходит по воле Божией.
Пытаясь преподать идею о том, что от человека ничего не зависит, навязывая этот неправильный вывод, используют следующие отрывки Библии, которые в этом случае применяются вне контекста. Вот что утверждают: 1) в мире происходит то, и только то, что совершается Самим Богом: "И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: `что Ты сделал?'" (Дан. 4:32). Еккл. 7:13: "Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?" 2) Господь руководит делами людей: "От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?" Прит. 29:26: "... но судьба человека от Господа"; Иер. 10:23: "... не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим". 3) Бог контролирует речь людей: "Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка" (Прит. 16:1); "Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно" (Пс. 138:4). Имеется убеждение, что Господь контролирует мышление людей, влияет на принятие ими решений, дает или посылает человеку мысли. Вывод: от человека ничего не зависит, всё будет так, как хочет Бог, бесполезно и незачем менять что-то в жизни, пусть всё остается как есть.
Это ошибочное мнение, которое делает людей пассивными и безразличными к истине. По выводу можно сказать точно: либо истина этими людьми неправильно понята, либо это такой скрытый завуалированный протест против воли Божией. В этом случае религиозный человек говорит слова, похожие на правду, и в то же время не покоряется Евангелию, своеволен, даёт ложное толкование истине, искажая смысл, вложенный в слова Библии Самим Богом.
Группа стихов, указывающая на то, что Бог контролирует события в мире и на небесах, руководит делами людей, контролирует речь, а также идея о том, что Господь влияет на мышление людей, действительно учит тому, что Господь ко всему этому причастен. Вопрос только в том, что именно для этого делает Бог и как Он это делает? Мы должны дать точный ответ, чтобы Богу не приписывалось то, чего Он не совершал.
А) Когда-то Господь чудесами, силами, знамениями направлял людей к повиновению и желал, чтобы они были послушны, предлагая им лучшую участь на земле. Но люди противились Ему, не покорялись, делали неугодное и были наказываемы. Однако наказание исправляло их лишь на время и то не всех. И египтяне, и евреи во время десяти кар Господних, описанных в книге Исход, удостоверились в могуществе Иеговы, и те и другие хорошо понимали в те дни, какие у Бога планы и желания. Но египтяне прямо противились Богу, а евреи потом, выйдя из Египта, много раз сожалели, что послушались своего небесного Отца и роптали. Был ли Господом достигнут желаемый результат? Да! Свершился ли Его план по выводу израильтян из египетского рабства? Да! Но можно ли сказать, что, как это происходило, всё было идеальным и во всём радовало Господа? Нет! Почему? Египтяне в этой истории делали то, что они хотели, вопреки желаниям Бога. Они действовали по своей воле от начала до конца, за исключением того момента, когда фараон после десятой кары вынужден был уступить и позволил евреям покинуть Египет. В этот раз он действовал против собственной воли, но был вынужден покориться воле Господа в том, чтобы отпустить евреев, потому как здравомыслие подсказывало: противиться Богу не разумно. Да, в этом случае противиться Богу у него не хватало ни сил, ни духа, ни мужества. А ведь всё могло быть иначе. По первому указанию Господа египтяне могли добровольно исполнить Его волю, и сами могли стать послушным Божиим народом, но не захотели. Египтян ожидал ужасный трагический итог. Вопрос: это Господь сделал их жестокими, злыми и неблагоразумными? Нет! Это Господь желал им участи, которая их постигла? Нет! Это Бог запланировал, чтобы египтяне были плохими для того, чтобы их погубить? Нет! Захотели ли они после случившегося во всём стать послушными Богу по доброй совести от чистого сердца? Нет! Господь не предназначал их к такой участи изначально. Но всякий раз своими нечестивыми поступками они побуждали Бога действовать против них. Они сами своими руками вершили свою историю, делая по своей воле неугодное Богу, за что были строго наказаны. Однажды Господь смирил египтян, поразив смертью их первенцев, и после этого, они, сначала отпустив евреев, опять преследуют их с намерением вернуть в Египет, и Бог уничтожает армию фараона водами Чермного моря.
Даже вмешиваясь прямо, буквально, чудесным образом в события и жизнь людей, Господь не делал одних хорошими, а других плохими. Бог не предназначал одним людям быть избранными, а другим отверженными, независимо от их поступков. Всегда хороший результат для человека связан с его выбором, с его решением повиноваться Божиим указаниям. Вывод: Бог хочет, чтобы люди были добры, благоразумны, послушны Ему и не грешили, но люди этого не хотят. Бог хочет, чтобы не было войн, лжи, воровства, насилия, всякого греха, но люди совершают это вопреки и против воли Господа. Грех имеет место в мире вопреки воле Господа.
Б) Как же сегодня Господь контролирует или руководит общественной жизнью, поступками людей, их словами? Как сегодня Бог управляет человеческими мыслями? Через Своё слово, Библию. Всякий, принимающий Господне слово и пребывающий в нем, действует по воле Его и тем самым участвует в планах и замыслах Божиих, на Его стороне, как Божий слуга. А противящиеся Его слову, это дети диавола, рабы греха, идущие по своей воле к осуждению и вечной погибели. Совершенно неверным является вывод, что от человека ничего не зависит. Вот простые и ясные повеления Небесного Отца: "И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа ..." (Кол. 3:17). Это значит строго жить в согласии с указаниями Библии, "... ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего ..." (2 Пет. 1:5-11). В Фил. 2:5 сказано: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе". Вот слова о Божественном руководстве человеческим разумом и мыслями: "... вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их" (Евр. 10:16). Господь контролирует разум человека посредством Своего слова, но при условии, что человек желает этого и добровольно подчиняется Его слову.
Идея о том, что всё будет так, как Бог уже решил, всё было, есть и будет по воле Божией, имеет такой библейский смысл: непрощенные грешники будут наказаны, а праведники будут прославлены.
Зло человеческое было, есть и будет, что противно воле Господней, а святость и благочестие угодны Ему. Когда люди неправедны перед Богом, им свою жизнь следует полностью изменить. Но именно из-за нежелания это сделать ими выдвигается аргумент: всё, что совершается в мире, происходит только по воле Божией, и в эти слова вкладывается смысл, что Господь Сам предназначил одних людей быть хорошими, а других плохими. Таким образом в разуме имеется убеждение: "Я могу грешить! Если Бог захочет, то не вменит мне греха, либо исправит его. Можно ничего не менять! Можно жить прежней жизнью!" Человек позволяет себе так думать и действовать, и распространяет свое влияние на других. Братья и сестры, мы должны научиться объяснять ошибочность такого мнения и быть способными остановить распространение подобных лжеучений.
Анатолий Шкрябин