О неправильном понимании греха (1)
В человеческом сознании, точнее в сознании тех, кто не читает Библию, существует искаженное представление о Боге, о человеке как творении Божьем, об отношении человека к Богу. Наиболее опасны те заблуждения, которые связаны с пониманием греха. Повиноваться или не повиноваться Богу, если повиноваться, то как - эти вопросы у многих людей не имеют правильного ответа. Люди не представляют, что значит “неповиновение Богу”. Люди не осознают того, что неповиновение Богу - это грех. А грех - это обеспокоенная и озабоченная жизнь сейчас, в этом мире, и вечное разделение - духовная смерть в будущем. Ошибочное представление о грехе является причиной и содействует тому, что человек грешит. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных заблуждений.
Человек грешен с детства
Человек грешит (не повинуется Богу) с того момента, когда он сам начинает понимать свои поступки. Если подростка предупреждали о том, что курить и грешно, и запрещено, но он все-таки начал курить, то это уже сознательное неповиновение родителям. Это уже грех. Если подросток приложил усилия, чтобы раздобыть сигарету, то, конечно, он понимает и то, что он не повинуется родителям, запретившим курить. Но, если ребенок только начал ходить, делает свои первые рейды в парке вокруг скамейки, где сидит мама, и сует в рот все, что попадает ему под руку, то такое поведение нельзя назвать осознанным неповиновением. Неразумные или запрещенные действия, которые совершает ребенок, только тогда можно назвать грехом ребенка, когда он уже знает, что этого нельзя делать и совесть тоже предупреждает его, что этого нельзя делать. В таких случаях родители, наказывая ребенка, наказывают его как личность, как человека. Если же ребенка легонько бьют по ручке, чтобы не поднимал окурки с земли, то это скорее тренировка условных рефлексов, чем воспитание совести. Потому в Библии и говорится о том, что человек начинает грешить в юности: “И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал” (Быт. 8:21). Библия называет человеческие поступки злом, когда и сам человек тоже понимает, что это зло: “Ибо сыновья Израилевы и сыновья Иудины только зло делали пред очами Моими от юности своей; сыновья Израилевы только прогневляли Меня делами рук своих, говорит Господь” (Иер. 32:30). Дети же безгрешны. Их совесть такова, что Царство Небесное для них открыто: “Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него” (Мар. 10:14).
После того как Адам и Ева согрешили, они стали смертными. Будучи плотским, человек имеет склонность не повиноваться духу, что ведет к греху: "И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1:21,22). Но человек получил также совесть и волю, которые могут удержать человека от греха. Грешит человек или нет – это зависит от его души, совести, ума, воли. Это зависит от того, позволяет ли человек сам себе грешить. Человек – не беспомощный раб своих желаний и чувств, своего тела и своей плоти. У человека есть все необходимое, чтобы удерживать свои ноги от неправильных путей, руки от недозволенных дел, сознание от зависти и грешных фантазий, чтобы удерживать себя от греха. К юности у человека сформированы в необходимой степени и ум, и совесть, и воля.
Грешные мысли – человек-грешник
Существует ложное представление, как будто бы все грешны из-за того, что человек не может избавиться от грешных мыслей и желаний, которые постоянно рождаются в голове. Так как грешные мысли постоянно рождаются в голове, то из-за этого человек постоянно грешен. Это ошибочное представление. Человеку в сознание могут приходить различные чувства, мысли, желания и идеи. В том числе и такие, которые могут увлечь человека согрешить, подтолкнув его к греховному поступку. Учение предупреждает человека о том, чтобы он не культивировал, не развивал эти мысли, чтобы он пытался как можно быстрее от них избавляться: “Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу” (Ефес. 4:26). Учение предупреждает нас, чтобы мы не были управляемы этими мыслями: “Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых” (Еккл. 7:9).
Ведь и Христу приходили в сознание и горечь, и страх: “И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною” (Мат. 26:37,38). Более того, в какой-то момент Своих страданий Он даже попросил Отца позволить избежать страданий. Он произнес мысль о неповиновении: “И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Мат. 26:39). Но после длительных и отчаянных молитв, Он все-таки нашел силы и исполнил волю Отца. И, в результате, мы знаем: “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его” (1 Пет. 2:22). Если бы страх в душе Христа был грехом, Он бы не умер безгрешным.
Греховные желания и страсти рождаются в человеке. Но если человек своей волей подавляет их, то он не грешник.
Человек грешен всегда
Люди иногда сами себя осуждают очень сурово и полагают: “За мои грехи мне нет прощения”. Но мы должны помнить, что перед Богом мы малые беспомощные дети. Он, как любящий Отец, готов нам простить любой наш грех, если мы признаем то, что это был грех, и каемся в нем. Так родители готовы прощать своих детей, какой бы проступок они ни совершили. Христос простил убийцу, когда тот обратился к Нему с просьбой длиной всего в одно предложение: “И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лук. 23:42). От человека, чтобы быть прощенным, в начале его пути к Богу требуется очень мало. Уверовать и признать свою прежнюю жизнь без Бога греховной, повиновавшись Евангелию. “Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа” (1 Пет. 3:21). Требуется, чтобы человек пообещал Богу жить по совести.
Так же иногда говорят и о других людях: “Некто грешен потому, что он падший навсегда: убийца, ходячее зло”. Бог любит и ждет всех. Какое бы зло человек ни совершил, Бог готов простить. Тех же, против кого совершено зло, Господь имеет возможность утешить. У Него достаточно для этого средств.
Христианин согрешает и после крещения. Но и в этих случаях Бог прощает его. Но при условии, что христианин признает свой проступок перед Богом и кается в нем. “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира” (1 Ин. 1:9-2:2). Христианин, также как ребенок в благополучной семье, имеет прекрасную возможность быть прощенным и жить с чистой совестью.
Не читать Библию – не грех
От людей требуется не просто признание существования Бога на небесах, но требуется повиновение Богу. Человек не может повиноваться, не зная того, что именно он должен исполнять. Повиновение заключается в том, что он должен что-то делать, а что-то нет. Но как он узнает то, что можно делать, а чего нельзя, если он не читает Библию. Потому и есть в Библии безусловное требование: “Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16).
Только изучая слово Божье, человек может узнать, познать и оценить себя самого. Только Библия является самым лучшим, совершенным учебником по психологии: “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные” (Евр. 4:12). Знание слова Божьего позволяет человеку правильно определить свой выбор в жизни и, благодаря этому, избежать многих неприятностей в будущем: “А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие” (Ефес. 6:16). Человек, который не читает Библию, подобен ребенку, который не слушает родителей, что бы они ни говорили. Подобен ребенку, который избегает родителей при любых обстоятельствах.
Пусть не обольщается также и тот человек, который молится Богу и не читает Библию: “Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость” (Прит. 28:9). Бог их не слышит. Если христианин пренебрегает Библией, словом Божьим, то может настать такое время или такие обстоятельства, что рад был бы читать, но не будет возможности: “Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его” (Амос 8:11,12).
Валерий Колесник