Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Взяточничество (2) 02.02.2009
[ Нравственность, этика ]

Взяточничество (2)

Предыдущая часть

Взяточничество в церкви

Склонность людей к тому, чтобы давать и принимать взятки, является типичной для всех сфер жизни. Даже религии не удалось избежать этой духовной болезни. В эпоху Ветхого Завета Валаам, живший во времена скитаний Израиля по пустыне, и который был по вдохновению назван «пророком» (2 Пет. 2:16), пытался за взятку навести проклятие на народ Иеговы (Чис. 22-24). Несмотря на то, что он был религиозным человеком, его любовь к «мзде неправедной» послужила причиной его гибели!

По-видимому, взяточничество было не таким уж редким явлением среди религиозных лидеров во времена Судей, поскольку Самуил в конце своих дней публично заявил: «Вот я: свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял я осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам» (1 Цар. 12:3). Хотя этот великий пророк и не был тем, кого можно было купить (стих 4), его нечестивые сыновья, тем не менее, имели иной нрав, поскольку Писание гласит: «Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар. 8:3).

Похоже, что взяточничество было обычной вещью среди израильских пророков и священников в последние годы Южного Царства, поскольку Михей мужественно обличает эту практику: «Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. 3:11). И снова: «Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки...» (Мих. 7:3).

Миссия духовного лидера и учителя воистину заслуживает благоговейного почтения. На религиозных руководителях лежит почетная обязанность вести людей по пути Истины - без добавлений, убавлений или изменений. Такое призвание требует от них единства цели и полного посвящения себя делу, ибо в пути его подстерегают большие опасности. Всегда есть люди (и даже в религии), которые «ненавидят обличающего» и «гнушаются тем, кто говорит правду» (Амос 5:10). Имея слух, не могущий терпеть здравое учение, они избирают себе учителей по своим прихотям (2 Тим. 4:3) и просят их: «Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте нам приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева» (Ис. 30:10,11). Люди религиозны в самой своей основе; они хотят быть религиозными; они нуждаются в этом. Но из-за того, что многие из них не желают повиноваться Истине, они решают искать для себя руководителя или проповедника, который говорил бы им именно то, что они хотят услышать. Религиозный мир полон аферистов, которые за мзду готовы учить практически чему угодно! Господь знал о том, что так будет. Вот почему в Библии для духовных лидеров так обильно предоставлен материал, касающийся денежных вопросов.

Духовное взяточничество. Среди выдвинутых Богом квалификационных требований к блюстителям Божьего стада содержится условие, что Господний епископ не должен быть «сребролюбив» (1 Тим. 3:3) или «корыстолюбив» (Титу 1:7). Последнее из упомянутых выражений употреблено также по отношению к диаконам в 1 послании к Тимофею 3:8. Эти предостережения подразумевают, среди прочего, и соблазн получать взятки. Ведь могли найтись те, которые пожелают работать в церковном руководстве, но которые, ввиду своей слабости к деньгам, будут легко подпадать под влияние отдельных лиц и групп людей, привыкших добиваться своего при помощи денег во всем. И, если верить данным истории Церкви, именно это и произошло после смерти апостолов. В "Апостольских уложениях", документах, относящихся к четвертому веку, содержатся предостережения против того, чтобы епископы принимали "постыдные дары" и из-за этого не желали применять меры церковной дисциплины к нечестивцам в Церкви. В другом важном отрывке говорится о тех «пастырях», которые за взятку могли ложно обвинить невиновных и отлучить их от христианского общения.

Необходимо признать, что такое же положение вещей существует в принципе во многих общинах и сегодня. Вот несколько случаев. Я знаю одну общину на западном побережье, где старейшины не позволят проповеднику Евангелия учить библейскому учению о браке в их общине. По их утверждению, в общине есть слишком много семей, имеющих отношение к не ободренному Библией разводу, и если об этом учить, многие уйдут, что губительно скажется на церковном бюджете! Вот вам пример старейшин (?), купленных за взятки от прелюбодеев. Или вот вам еще одна ситуация, где к старейшинам подходит часть людей из местной церкви, которых не особенно интересует строгое соблюдение библейского учения. Уполномоченный от группы говорит: «Братья, нам не нравится то, как проповедует брат Доу, и мы решили, что не сможем больше с чистой совестью давать пожертвования в этой общине». И очень часто старейшины покупаются на эту взятку и говорят проповеднику, чтобы он подыскал себе другую работу. Если это не разновидность взяточничества, то что это?

И бывают также случаи, братья, когда проповедники и сами иногда не прочь получать взятку. Некоторые наши проповедующие братья принимают взятку каждый раз, когда получают зарплату. Если, к примеру, служитель Божий воздерживается от научения всей истины Божией: по таким темам как выпивка в компании, нескромная одежда, брак и развод, церковная дисциплина, любостяжание и т.д., так как знает, что в результате его обращения к этим вопросам он может полететь с работы, он, наверняка, получает взятку, точно так же, как если бы кто-то тихонечко сунул конверт, полный денег, в щель под его дверью! Вероятно, именно поэтому Павел предостерегал молодого Тимофея о многочисленных искушениях, в которые впадают желающие обогащаться (1 Тим. 6:5-10). Конечно же, братья, все мы люди. Нам нужны дом, одежда, пища и другие вещи первейшей необходимости. В нашем распоряжении есть даже некоторые предметы роскоши. Но давайте не будем отступать от того, чтобы проповедовать всю правду. Мы не должны продавать свои души за взятку тем, которых совершенно не интересует, попадут они на Небеса, или нет!

Особые проблемы

Уверен, что будет уместным высказать предостережение в связи с некоторой практикой в религиозном мире. Я склонен считать, что многие религиозные люди уже не верят в то, что христианству присуща внутренняя сила привлекать к себе внимание людей с серьезными намерениями. А поэтому используются различные уловки и приманки (и даже, да, взятки) в виде циркового представления с тем, чтобы завлечь к себе побольше людей. Одна деноминационная группа начала давать купоны на приобретение товаров со скидкой тем, кто приведет наибольшее количество новых членов в общину, Конечно, христиан вовсе не нужно подкупать взятками, для того чтобы выполнять поручение Господа относительно проповеди потерянным (хотя, мне кажется, что некоторых наших людей даже за взятку не заставишь проповедовать Евангелие). И я уже задумываюсь, не подошли ли мы к опасной черте, к тому, что является своего рода взяточничеством (а в некоторых случаях мы уже перешагнули эту черту) в том, что касается автобусных программ (доставка христиан и детей к зданию церкви специальным автобусом – прим. переводчика) среди наших братьев. Может, лучше мотивировать людей при помощи возвещения Божьей благодати, а не подарочно-леденцовой теологии? Я не говорю, что все без исключения поощрительные подарки и премии, особенно для детей, является неправильными. И, тем не менее, я считаю, что некоторые заходят слишком далеко, а экстремизм может повлечь за собой серьезные последствия.

Позвольте в заключение еще раз подчеркнуть: библейская этика никоим образом не позволяет христианину принимать участие в действиях, обычно называемых взяточничеством, то есть в любых попытках извратить правосудие или добиться того, что является аморальным. В тех же сомнительных и запутанных ситуациях, с которыми, возможно, придется столкнуться, дитя Божье будет пользоваться пониманием, основанном на Писании, будет пытаться применять «золотое правило» и предусмотрительно заботиться о том, что является добродетелью в глазах всех людей.

Предыдущая часть

Уэйн Джексон


  << Вернуться

1600095 (+395)
29
4
21, 4
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру