Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Взяточничество (1) 02.02.2009
[ Нравственность, этика ]

Взяточничество (1)

Недавняя серия объявлений об огромном количестве взяток, даваемых американскими компаниями за рубежом, не на шутку привлекла внимание всех американцев к теме взяточничества в данное время (статья написана в 1977 г. – прим. переводчика). Например, недавно было объявлено, что компания «Gulf Oil» давала взятки правящей политической партии в Корее на общую сумму 4 млн. долларов. Было также раскрыто, что «Exxon», самая крупная компания в США, в период с 1963 по 1972 г.г. выложила 29 млн. долларов на взятки чиновникам, занимающим политические должности в Италии. В дополнение к этому, взяточничество в бизнесе приняло угрожающие размеры. Поэтому многие американцы сильно озабочены. Один журналист недавно заявил, что взяточничество является «нравственно неприемлемым и достойным осуждения. Оно делает порочным любые взаимоотношения, бизнес и общественность».

Порок взяточничества восходит к глубокой древности. Например, несмотря на тот факт, что в древнем Риме налагались огромные штрафы за взяточничество, практика, когда политический кандидат покупал поддержку, была обычным делом. Ярким примером этой порочной практики являются финансовые задолженности некоторых видных фигур. В 62 г. до н.э. долги Юлия Цезаря достигают суммы, которая в американской валюте была бы равна около 500 тысяч долларов. В возрасте 24 лет Марк Антоний задолжал 100 тысяч долларов; через 14 лет его долги уже превышали 600 тысяч. Цицерон был вынужден дать критическое замечание: «взяточничество достигло апогея». В древнем мире Греческой империи дела обстояли получше. В самой Греции, похоже, политическое взяточничество не было распространенным, по крайней мере в большом масштабе, хотя Аристотель, описывая ситуацию в Карфагене, размышлял таким образом: «Вполне естественно, чтобы человек делал деньги на своей должности, если он был вынужден заплатить за неё». Изучение многочисленных древних культур показало, что взяточничество во все времена осуждалось цивилизованными людьми как порочная практика. В таком эпохальном документе, который стал знаменательной вехой в истории Англии - «Великой хартии вольностей», содержится заявление: «Никому мы не будем продавать и не перед кем не отречемся и не уступим справедливости или правосудия».

Взяточничество и Ветхий Завет

В Ветхом Завете взяточничество осуждается самым решительным образом. Древнееврейское слово «шохад», часто переводимое как «дар» или «взятка», имело значение «подарок» и обычно имело отношение к дару, преподносимому судье, с тем, чтобы тот вынес благоприятный приговор. Строго говоря, однако, взятка – это «что-либо даваемое человеку с целью побудить его сделать что-то незаконное или неправильное, или же противоречащее его желаниям». Писатели Ветхого Завета связывают взяточничество с несколькими низменными отношениями и сопутствующими пороками.

1) Взяточничество считалось искажением правосудия, поскольку часто приводило к осуждению невиновного и освобождению виноватого. Моисей провозгласил: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8). И снова: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16:19). Давид хвалит того, кто отказывается принимать дары против невинного (Пс. 14:5) и клеймит как «злодейство» получение взяток (Пс. 25:10). Прочите также Притчи 17:23: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» и из Исаии 5:22,23: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного

2) Взяточничество находится в одном ряду с многочисленными видами зла. Оно идет бок о бок с притеснением (вымогательством). «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Еккл. 7:7). Оно сопряжено с воровством. «Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою…» (Ис. 1:23). Взяточничество нередко связано с убийством. «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь…» (Иез. 22:12).

В связи с грехом взяточничества Моисей превозносит святость Иеговы, подтверждая, что Господь «не смотрит на лица и не берет даров» (Втор. 10:17). Смотрите также 2 книгу Паралипоменон 19:7: «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства». Поэтому те, кто желает «обитать на высотах» с Иеговой, должны удерживать «руки свои от взяток» (Ис. 33:15).

В соответствии с «Иудейской энциклопедией», взяточничество за пределами Израиля не осуждалось. «Дача взятки неиудейским правителям, должностным лицам и судьям считалась законной во все времена. Принимая во внимание их предубеждение против иудеев, нетрудно понять такое отношение. Мало того, что вполне обычным делом была дача взятки царям (3 Цар. 15:19; 4 Цар. 16:8 и другие), но также расходы, которые шли как взятка судьям и чиновникам, зачастую намеренно вносились в долговые обязательства». Является ли вышеизложенное точным отображением истинного иудейского законодательства, не так уж существенно, поскольку израильтяне имели массу проблем из-за взяточничества в своих собственных рядах! Перед тем как израильтяне были уведены в ассирийский плен, Амос обличал их из-за того, что они занимались взяточничеством. «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Амос 5:12).

По утверждению некоторых людей, у иудеев не существовало официального наказания за взяточничество. Современные авторитетные иудейские источники утверждают, что подобная деятельность относилась «больше к сфере неэтичного, дурного поведения, чем к криминалу». Говорится также, что взяточника, якобы, могли даже подвергнуть порке или ещё более вероятно – решение судьи, получившего взятку, просто объявляли недействительным; на него могли даже возложить некоторую ответственность. И тем не менее, Иосиф Флавий заявлял: «Если какой судья будет принимать взятки, наказание ему – смерть» («Против Апиона» 2:28). В законе безоговорочно возлагалось проклятие на каждого, кто возьмет «подкуп», чтобы убить невиновного человека (Втор. 27:25).

Взяточничество и Новый Завет

Хотя в Новом Завете конкретно не упоминается взяточничество, все же оно, вне сомнения, осуждается как принципом, так и подразумеванием. Несколько случаев взяточничества послужат доказательством этому.

а) Возможно, наиболее известным случаем взяточничества является пример Иуды Искариота, купившегося за ничтожную сумму – тридцать сребреников, и ставшего вождем «тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:16) и получившего за эту «мзду» (Деян. 1:18) яму в земле для своего тела. Его отношение к Иисусу, формировавшееся на протяжении трех лет, коренным образом изменилось из-за его жадности (сравните Иоан. 12:6).

б) Ещё один такой пример связан с дачей взятки римским воинам, охранявшим гроб Иисуса. В ту субботу, когда тело Христово лежало во гробе, группа фарисеев пришла к Пилату. Они известили его о том, что «обманщик» Иисус, ещё будучи в живых, обещал воскреснуть после трех дней. Поэтому они попросили «обезопасить» гроб, чтобы Его ученики не украли тело и не сочинили сказку о воскресении. Правитель передал в их распоряжение стражу и повелел: «пойдите, охраняйте, как знаете». После того, как Господь воскрес, некоторые из римской стражи, придя в Иерусалим, сообщили иудейским начальникам об этих волнующих событиях. Был поспешно собран синедрион и, посоветовавшись, они решили дать воинам большую взятку с предписанием: «Скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мат. 27:62-67; 28:11-15). Уверяю вас, нужно действительно много денег («довольно денег» – прим. переводчика), чтобы заставить кого-либо обманывать людей такими нелепыми россказнями. Вы только представьте себе – спящий свидетель! Во всяком случае, уже сам тот факт, что начальники запечатали уста воинов взяткой, является доказательством того, что приложенная римлянами печать не осталась нетронутой!

в) В книге Деяний 8 мы можем прочитать о том, что «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги [взятку, если хотите], говоря: дайте и мне власть сию…» (18,19). На что Петр немедленно ответил: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги».

В Новом Завете взяточничество осуждается как при помощи утвердительных выражений, так и при помощи отрицательных. Взяточничество, во истину, является порождением любостяжания, ибо в каждом отрывке, где рассматривается последнее, содержится также обвинение против первого. Запреты против любостяжания (Рим. 13:9) и наказание за него (1 Кор. 6:10; Ефес. 5:5) являются серьезным предостережением для тех, кто захотел бы получать взятки ил потакать слабостям других. Кроме этого, Иегова возлагает на нас обязанность стараться «о добром не только пред Господом, но и пред людьми (2 Кор. 8:21). Слово «доброе» в этом стихе переведено с греческого καλός, о котором в словаре Вайна сказано: «хороший, превосходный, подобающий, имеет также этическое значение того, что является честным, правильным, благородным; о поведении, заслуживающем уважения». Взяточничество нарушает все принципы честности и чистоты, выдвинутые в слове Божием.

Продолжение

Уэйн Джексон


  << Вернуться

1474968 (+560)
26
1
17, 8
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру