Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Смех и грех (6) 07.02.2009
[ Жизнь христианина | Закон, грех, наказание | Разное ]

Смех и грех (6)

Предыдущая часть К началу статьи

Что означает смех Бога?

Можете ли вы представить себе как в мире, невидимом для человеческих глаз, в том неприступном свете, где обитает Господь, иногда в каких-то случаях гремит его мощный смех, или то, как время от времени Бог Небесный над чем-то посмеивается? Если бы кто-то стал утверждать, что именно это буквально иногда случается, трудно было бы сказать: нет, нет, это не возможно. Почему? Ну, потому что слово Божье не говорит о том, что Бог никогда не смеется. С другой стороны мы можем понять, чтó в библейском тексте подразумевают слова по поводу Божьего смеха. Например, такие: «…над кощунником Он посмеивается» (Прит. 3:34) или «нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его» (Пс. 36:12,13). Слова о смехе Небесного Отца в этих случаях указывают на Его отношение к безысходности и безуспешности злых дел ко дню Господнего возмездия и подразумевают Божьи суды, совершающиеся над нечестивцами, или суд, который их ждет в какой-то определенный день гнева и отмщения.

В первой главе книги Притч, в которой говорит мудрость Божия, мы ясно видим принцип, где есть преступление и наказание, и где смех Иеговы подразумевает справедливое возмездие. И такой смех не имеет ничего общего со злорадством нечестивцев. «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли; за то я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас как буря и беда как вихрь принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота» (Прит. 1:24-27). Написано «я посмеюсь», но значение этих слов передают отношение Господа к греху, и они говорят иносказательно о Божьем суде.

Давайте обратимся к истории, в которой видно, что смех Божий был настоящим ужасом для беззаконных людей. Только что мы рассмотрели, что смех Небесного Отца подразумевает Его суд. В истории, где Господь предал народы Навуходоносору, мы видим, с одной стороны, вавилоняне сами жаждали завоеваний, с другой стороны, Бог сделал для них это возможным и использовал халдеев как инструмент наказания. Иегова в эту эпоху посмеялся над многими, и вот как это выглядело. Эти слова о Навуходоносоре: «И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется; насыплет осадный вал и берет ее» (Аввак. 1:10). Такой смех ожидал и евреев за то, что они оставили Бога, оставили пути древние, чтобы сделать землю свою ужасом и всегдашним посмеянием (Иер. 19:8). Потом происходило то, что можно назвать национальной катастрофой. И это было именно то, о чем Бог предсказывал, говоря: "И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь» (Втор. 28:37). Вот что примерно в принципе означают слова Иеговы: «Я посмеюсь вашей погибели» (Прит. 1:25). Все вышесказанное подразумевает, что люди должны удерживаться от тех дел, которые вызывают Божий смех.

В дни бедствия и невыносимой скорби праведный Иов произносил перед своими «утешителями» слова: «Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным. Невинен я: не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается» (Иов 9:20-23). Давайте при размышлении над этим отрывком сразу исключим предположение, что Иов был наказан за какую-то вину, как думали его друзья. Поскольку он был, как и всякий человек, не без греха, следует учесть все же, как известно из книги, что беда эта с ним приключилась не за его беззаконие, хотя и с позволения Бога. В нашем тексте имеется выражение, относящееся к Господу, Который «пытке невинных посмеивается». Слово синодального перевода «посмеивается» в древнееврейском имеет разные значения: насмехаться, глумиться, издеваться. В нашем переводе слову «пытке» соответствуют еврейские значения: искушения, испытания, казни, пытки. Тогда может ли быть, чтобы Бог глумился, издевался, насмехался, когда казням, пытке, отчаянию подвергаются невиновные? Конечно, нет.

Но как в таком случае понимать слова Иова, который высказался о Боге таким выражением: «пытке невинных посмеивается»? Если эти слова здесь имеют такой смысл, тогда говорит Иов не о действительном факте, а о своем видении того, что с ним происходит, и наделяет при этом Господа чертами, Ему не свойственными. Иову очень плохо, он не может понять, почему Бог так поступил с ним, и он говорит слова, которые, хотя и не звучат в форме обвинения, однако содержат в себе обиду, боль и непонимание. Чего не понимал Иов? Почему Бог так с ним поступил. И в то время, когда с ним, человеком без вины, случилась эта беда, он не понимает, что для Бога противоестественно глумиться и издеваться над невиновным. Эти его слова вызваны тем, что он не находит объяснения происходящему, не знает, не видит настоящей причины того, что с ним произошло, и поэтому говорит слова, которые не соответствуют действительности, но ему самому кажутся подходящими. Несчастье, случившееся с ним, Иов расценивает как Божий смех над невинным. Итак, в этой истории мы видим ошибочное мнение человека по поводу смеха Божьего. Это не был суд над Иовом, и это не был смех Бога над ним, но из-за непонимания этот страдающий праведник оценил Божье действие ошибочно.

В этой истории один из уроков для всех людей заключается в том, чтобы мы не приписывали Богу того, чего Он не делал, не наделяли Его несправедливыми характеристиками, правильно оценивали мотивы или цели того, что Бог совершает и чего не совершает, ибо, если мы в этом невоздержанны и опрометчивы, это приведет к греху.

Смех разрушает самые прочные вещи

Часто в нашей жизни звучит искренний чистый смех, сопровождающий радость или восторг, и у этого имеются подходящие причины. Иногда люди смеются вместе от чистого сердца, это делает их ближе. Смех может соединять или созидать, но смех может и разрушать. Обидным, глупым, недобрым смехом можно испортить дружеские отношения. Иногда юмор используют таким образом, что это меняет чье-то мышление. И вот представьте, человек смеется над тем, что еще не так давно было для него свято, он дорожил чем-то или почитал что-либо, гордился, относился к чему-то строго и сдержанно, а теперь смеется и над предметом почитания и над собой из-за того, что был чему-то привержен. Что-то изменилось. На это изменение могло влиять разное, но в том числе юмор и смех.

Смех может иметь отношение к разрушению политической линии, убеждений, дружбы, веры в Бога. Смеяться над тем, что не подлежит осмеянию, это все равно, что превратить добро во зло.

Много религиозных людей в эпоху воинствующего атеизма приучали себя к неверию также и потому, что против их убеждений использовалось эффективное оружие – смех. Религиозность высмеивали как пережиток прошлого, дошедший до наших дней из глубины темных веков. И именно боязнь быть высмеянными заставляла людей отвернуться от Бога. Я не имею в виду, что на советском пространстве множество Церквей Христовых было разрушено смехом, но смех над верой был препятствием к тому, чтобы люди искали Бога, смех над Библией делал эту книгу забавной для многих. Книга под названием «Забавная Библия» вызывала у людей смех над словом Божьим и ломала в их сознании стандарты морали. Любой народ, идя таким путем, придет к империи зла. Нам же следует заботиться, чтобы наш смех никогда не разрушал духовного единства среди святых, не разрушал мира с Богом.

Следует ли христианам бояться смеха людей?

Гоголь писал: «Ничего не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила. Смех задевает гордость, самолюбие, вышибает землю из-под ног тех, кто возносит себя в собственных глазах».

В одной деликатной ситуации Иуда, сын Иакова, боялся, что над ним будут смеяться. Говоря о своем залоге, который он оставил женщине, прикинувшейся блудницей, он сказал: «Пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться» (Быт. 38:23). К сожалению, в этом случае мы видим, Иуда боялся смеха людей больше чем Бога. Нам необходимо уклоняться от неразумных поступков, которые у людей вызывали бы смех. Нам следует также помнить, что Иисус не избежал смеха. Иов с болью говорит: «Посмешищем стал я для друга своего» (Иов 12:4). Иеремия с огорчением говорил: «Я стал посмешищем для всего народа моего» (Плач 3:14). Будут случаи в жизни христиан, когда над нами будут смеяться не только из-за наших ошибок, но и за нашу веру, за дела нашей веры, за нашу праведность и святость. Вряд ли кому-то из нас это понравится, вряд ли Господу это понравится, но это не должно пугать нас, отвращая от правильной цели и правильного поведения. Конечно, в то же время разумным было бы защитить свои чувства от недоброго смеха. Если пощечина – это то, от чего мы постарались бы защитить свою щеку, то нечестивый смех – это то, от чего мы должны постараться защитить свои чувства.

Разумно было бы приучить себя не к тому, чтобы бояться смеха, а к тому, как правильно реагировать на недобрый смех. Важно не поддаваться первому порыву. В каком-то случае лучше просто принять к сведению такой сюрприз и постараться понять, с кем вы имеете дело, чем ограничиться расстроенными чувствами. Иногда такому смеху можно противопоставить добродушие или терпение, любовь или надежду. Духовный опыт поможет вам переносить обиды, причиненные смехом, а также серьезные размышления о том, как на вашу ситуацию смотрит Господь. Еще один рецепт: если вас ранят смехом, будьте как дети. Детям обычно нравится, когда рядом смеются, даже если они совершенно ничего не понимают, с чем связан этот смех. Можно разделить темы: на сам смех постарайтесь взглянуть так, как смотрел бы на него малый ребенок, а то, что связано с этим смехом, спокойно проанализируйте и оцените. Кто-то скажет: так не возможно. Чаще в таких случаях люди сначала что-то чувствуют, а потом оценивают. Однако приучить себя к размышлению над всеми сторонами жизни – это хорошее упражнение и полезная привычка. Все же если вы стараетесь оказать христианское влияние на людей, которые дразнят вас или желают вызывать раздражение своим смехом, но вы не можете ничего изменить, действуя в соответствии с евангелием от Матфея 18 (где говорится о решении конфликтов), ну отодвиньтесь подальше от этих «добрых людей», которым нравится отравлять вам жизнь, потому что из-за их недоброго влияния вы рискуете уподобиться им (1 Кор. 15:33). Позвольте в таком случае Богу проявить свои чувства по отношению к этой ситуации.

В заключении отметим: духовная победа в глазах Божьих – это одно, а соревнование двух сторон, где каждый учится быть изобретательным на злое (Рим. 1:30), - это другое.

Предыдущая часть К началу статьи

Анатолий Шкрябин


  << Вернуться

1497224 (+302)
28
0
20, 8
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру