Обзор послания к Колоссянам (1)
«Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа», – такими словами начинается послание к Колоссянам. Такими словами и мы хотим приветствовать вас сегодня.
В сентябре месяце этого года наша община проводила семинар по теме: «Послание к Колоссянам». Думаем, что многие хотели бы знать (особенно если не было возможности присутствовать на этом мероприятии), какие темы рассматривались на этих занятиях. Но в конечном итоге, цель всех наших занятий – помочь всем лучше знать волю Божию, показать актуальность слова Божьего и в наши дни, воодушевить жить по учению Христа и противостоять заблуждениям. И пусть последующий материал принесет вам немало пользы для духовного роста.
Сегодня мы начнем с обзора послания к Колоссянам, а значит, рассмотрим следующие вопросы: автор послания, тема и цель послания, церковь в Колоссах и её проблемы, получатели, план послания, важность и актуальность послания, сходство с посланием к Ефесянам, важные отрывки и уроки для нас.
Общие факты о послании к Колоссянам
Из первого стиха становится ясно, что это письмо было написано апостолом Павлом. Заметно, что он подчеркивает власть, которую имел от Бога. И действительно, Павел ни в чем не уступал прочим апостолам (2 Кор. 12:11). Получатели должны были знать, что эти слова – слова Самого Бога. А всегда ли мы понимаем, открывая Писания, что имеем дело со словом Всевышнего? Хорошо, если так.
Это послание было написано из Рима в 62/63 году, когда апостол находился в узах за евангелие (это было первое заключение Павла): «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах» (Кол. 4:3). Тогда же были написаны и послания к Ефесянам, Филиппийцам, Филимону. Видим, что и при таких обстоятельствах апостол служил Богу.
Это письмо в Колоссы доставил христианин по имени Тихик (Кол. 4:7,8). Тихик тогда же доставил и послание к Ефесянам (Ефес. 6:21,22). Он шел вместе с Онисимом (Кол. 4:9) (беглым рабом, который был обращен Павлом во Христа и возвращался к своему хозяину Филимону, неся послание к нему. Филимон же жил в Колоссах).
Будучи в Риме, Павел узнает от Епафраса (1:7,8), проповедника в Колоссах, о положении дел в Колоссах – тамошняя церковь подверглась лжеучениям. Те, кто принял веру во Христа, принесли с собой различные религиозные представления и не желали отказываться от них, считая их частью Божьего послания к людям. Поэтому лжеучения – основная причина, по которой Павел написал это послание.
Если же говорить об общих темах послания, то это первенство Христа и Христос против ересей.
Апостол желал указать христианам в Колоссах (что вполне важно и для нас) на превосходство Христа, увещевать держаться только Господа и Его учения.
Некоторая информация о Колоссах
Колоссы были городом на территории Малой Азии (в современной Турции). Соседними городами были Лаодикия и Иераполь (Кол. 2:1; 4:13,15,16; Откр. 3:14).
Район вокруг Колосс был гористым. Колоссы были очень важным городом в древности, который контролировал горные дороги. В области долины реки Ликус, где находился город, часто происходили землетрясения. Земля была плодородной, что способствовало разведению овец. Лаодикия была известна своими шерстяными одеждами.
Воды реки Ликус несли много мела. Результатом этого были причудливые белые отложения, которые были видны издалека. Вода не была хороша для орошения, так как некоторые растения погибали. Но вода была хороша для окраски тканей (мел в воде помогал лучше окрашивать ткань).
Колоссы в древности находились на территории Фригии, центр Малой Азии (Деян. 2:10; 16:6; 18:23).
Жители Фригии переняли многие религиозные предрассудки жителей Азии. Почти любая языческая религия могла быть найдена во Фригии (вероятно, поэтому в Колоссах была такая смесь всевозможных верований). Жители Фригии были известны как ленивый народ. Иногда считали, что они годятся только для того, чтобы быть рабами.
Сирийский царь Антиох Великий около 170 года до н.э. отправил 2000 иудейских семей в Фригию. Ко времени нового завета там жило около 50000 евреев. В этих местах Павел встречал сильную оппозицию во времена своих миссионерских путешествий. Наличие такого количества евреев в этом регионе может объяснять ереси, основанные на иудаизме, и сильное влияние иудаизма на христиан-галатийцев.
Во времена римской империи Фригии как таковой не существовало, территория находилась в провинциях Асии и Галатии. Во времена нового завета город утратил свою значимость. Колоссы называли самым незначительным городом, куда Павел написал послание. Иераполь имел известный минеральный источник, а Лаодикия стала центром торговли, центром по производству шерсти, административным центром того региона.
На сегодня нет видимых следов от города Колоссы.
Некоторые факты о церкви в Колоссах
Павел, похоже, лично не бывал в Колоссах и Лаодикии (Кол. 2:1). Возможно, некоторые колоссяне были в Иерусалиме на день Пятидесятницы (Деян. 2:10).
Во время своего третьего миссионерского путешествия Павел провел три года в Ефесе, и все находившиеся в Асии слышали слово Господне (Деян. 19:10). Очевидно, что оно дошло и до Колосс. Колоссяне приняли евангелие от Епафраса (и Тимофея, так как он упоминается в приветствии) (Кол. 1:6,7). Епафрас трудился и в Иераполе и Лаодикии (Кол. 4:13). Церковь там состояла в основном из язычников (Кол. 1:21,27; 3:5-7). Одним из христиан в Колоссах был Филимон, в доме которого собиралась церковь (Фил. 2).
У христиан там была любовь и вера (Кол. 1:4,8). Также у них был порядок и твердость (2:5). Но церковь была заражена многими религиозными идеями той местности. Кажется, Епафрас пошел в Рим по какому-то делу, где и посетил Павла, рассказав о ситуации в Колоссах (Кол. 1:7-9). Понятно, община идеальной не была. Да и может ли община быть без проблем, если она состоит из проблемных людей?! К сожалению, далеко не все духовно зрелы. Павел же пишет это послание после визита к нему Епафраса.
Апостол называет получателей святыми (отделенными для Бога), которые находились географически в Колоссах, но духовно во Христе Иисусе. Не забывайте, только будучи во Христе, человек может иметь мир и благодать от Бога.
Ереси колоссян
Очевидно, что ереси (лжеучения) в церкви в Колоссах были смесью иудаизма, греческих философий и язычества. На самом деле мы многого не знаем об этом, но исходим из ответов, которые даёт Павел в послании, делая вывод, что именно так и обстояли дела в Колоссах.
В основном это отрицание совершенства Христа (Кол. 1:15,19; 2:2,9). Посему Павел атакует эту ересь, показывая истинную природу (качества) Христа, Его славу и Его дела.
Любая ересь, которая когда-либо существовала, всегда отвергала что-то о Христе (Вот несколько примеров: сотворённый, один из богов или пророков, не воскресал, обманщик, не есть творец материального мира, не приходил в мир в физическом теле).
Лжеучителями делался особый акцент на соблюдении Ветхого Завета (обрезание, ветхозаветные законы и праздники), привносились философские понятия (умствования человеческие, 2:3; чувство превозношения над неграмотными, 1:21,28). Ложные представления о мире давали плодородную почву для разных форм аскетизма (запрет пищи, ношение неудобной одежды, затворничество). Выражалась надежда на то, что это помогает быть духовным и имеет особый вес в глазах Бога и людей (Кол. 2:16,21,23). Практиковалось ложное смиренномудрие (2:23). Имело место поклонение различным духовным существам (Кол. 1:16,20; 2:15,18). Проявлялось понижение Божьих моральных стандартов, что есть нарушение предписаний Бога о святости (Павел немало говорит об этом в 3:1-17).
Короче говоря, люди забыли, что надо говорить только о заслугах Христа. И это не удивительно, принижение роли Христа ведет ко многим проблемам и сегодня. Поэтому, давайте перечитаем послание к Колоссянам и отметим, что «Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:17-20).
Александр Зотов