Не судите?.. (2)
Желание Господа, чтобы люди участвовали в Божьем суде. В Библии одна из книг названа «Судьи». Читая эту книгу, мы видим откуда появлялись судьи: «И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их» (Суд. 2:16). Пророк Ииуй совершил суд над домом нечестивого царя Ахава: «Когда совершал Ииуй суд над домом Ахава, тогда он нашел князей Иудейских и сыновей братьев Охозии, служивших Охозии, и умертвил их» (2 Пар. 22:8). Слово Божье нас учит производить суд справедливый: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» (Зах. 7:9). Иисус Христос упрекал фарисеев за то, что они оставили суд Божий: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мат. 23:23). Эта группа иудеев практиковала свои суды, свои представления, поэтому Иисус осуждает их. Апостол Павел проповедовал о суде: «И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:25).
Можно ли проповедовать о суде, не говоря о наказании тех, кто не желает смириться пред Господом? Конечно же, нет. Писание говорит, что проповедуя Христа, наши слова являются живительным и смертоносным благоуханием у разных групп людей: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:15-17). Иисус Христос сказал, что Его Слово будет судить людей: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан. 12:48). Если мы используем в обличении Слово Божье, то мы поступаем верно: «И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Если суд исходит от человека и не основывается на законе Иисуса Христа, то это является неправильным. Подобным образом поступали христиане в Коринфе, практикуя мирские суды: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?» (1 Кор. 6:1-3).
Мы не должны быть лицемерны в наших судах. Апостол Павел обличает тех, которые осуждают других, но сами делают тоже или делают еще более ужасные поступки: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела]. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?» (Рим. 2:1-3). Конечно, все мы несовершенны, все мы грешим, но давайте, прежде всего, думать о своей душе, о душе своего ближнего и поможем праведным судом (словами) наследовать Небеса.
Хочу отметить – судом, но не в коей мере не судилищем. Иисус Христос предупреждал Своих учеников, что они будут страдать от неправедных судилищ: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас» (Мат. 10:17). Мы не должны осуждать наших братьев в вопросах о мнениях. Об этом писал апостол Павел: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:13-17).
В чем состоит наш суд? В проповеди Христа: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан. 3:19). Мы должны проповедовать людям о Христе и о суде. Что будет после физической смерти? Суд: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Мы должны проповедовать всю истину Божью, и, конечно же, истина Божья включает в себя и суд Божий: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:12-15). Конечно же, Иисус будет выносить окончательный приговор для каждого человека: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).
Христиане являются священниками Бога: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Бог дал нам такую привилегию возвещать Свое Слово: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7). Поэтому, когда люди, порой, не хотят слышать осуждения в свой адрес, прикрываются словами Иисуса: «Не судите, да не судимы будете». Помните, что эти люди порой не хотят слышать правды. Если мы прочитаем из Библии дальше слова Иисуса, то увидим, что Иисус хотел сказать: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мат. 7:1-5). Иисус в этом отрывке осуждает лицемерный суд, тот суд, который исходит от человека, а не от Бога. В другом отрывке Иисус сказал: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан. 7:24). Дорогие братья и сестры, прежде чем кого-то судить, определитесь, каким судом вы судите и какой властью вы это делаете. Да благословит вас Господь во всех добрых делах!
Юрий Шкиренко