Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Быть искренним самому с собой (1) 03.03.2009
[ Жизнь христианина ]

Быть искренним самому с собой (1)

Повод к размышлениям на эту тему дала идея из работы Э. Фромма “Искусство любить”: “Все формы психозов показывают доходящую до крайности неспособность объективности”. Автор соотносит необъективность, неискренность человека с его психозами. По мнению автора, неискренность либо ведет к нарушениям психики, либо уже привела.

Первое впечатление от прочитанного - это ужасно. Но это слова, хоть и весьма рассудительного, но мирского человека, а какой должен быть взгляд христианина на неискренность, необъективность, на необъективность, прежде всего, к самому себе. В христианской жизни все ещё хуже. Самообман, неискренность - это слабость, но эта слабость есть верный путь ко греху, а часто неискренность уже есть грех, а это уже смерть.

Пример самообмана. Иисус спросил первосвященников и книжников: "Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю" (Мар. 11:30-33). Так называемые лидеры израильского народа были неискренни не только и не столько в момент разговора с Иисусом, но ещё тогда, когда не откликнулись на призыв Иоанна покаяться: "...А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него" (Лук. 7:30). Они понимали, что Иоанн - пророк Божий. Они уже тогда прекрасно понимали свою греховность и ещё тогда обманывали себя.

Давид говорит о себе: "...Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною" (Пс. 50:5). Он не обманывает себя, понимая, что согрешил. И за эту искренность возлюбил его Бог: "Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость" (Пс. 50:8).

Вот и пример и объяснение самообмана. Исайя рисует образ типичного израильтянина того времени: "Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой". Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"" (Ис. 44:16-20). Трудно определить тот момент, когда израильтянин впервые попустил своей слабости и не признал в своей душе зла, впервые обманул себя, но именно такой поступок был сначала, а уже потом пришло и идолопоклонство.

Сравним фрагмент из Исаии с цитатой из статьи автора печатного листка православного толка: “Перестанут православные почитать св. иконы, крест забудут о милостях, которыми Бог ущедрял Русь через эти святыни – забудет и Бог русскую землю и станет св. Русь добычею врагов (Что уже сбывается на наших глазах)”. В словах автора либо циничная ложь, либо невежество и самообман. Если говорить о милостях, то может православные иерархи и пользовались милостями, но святая Русь имела за два последних столетия следующие “милости”: война с Наполеоном, проигранная Крымская война, бездарная война с Японией, расстрел мирной демонстрации 9 января в Петрограде, революция 1905 года, война 1914-18 гг, Октябрьская революция, Гражданская война, колоссальная эмиграция, разруха, голодные первые годы Советской власти и жестокий голод 1921 года, колоссальное разбазаривание драгоценностей, золота, художественных ценностей, денег на всемирную социалистическую революцию, Гулаг, голодомор на Украине, еврейские погромы, Великая Отечественная война, три войны в Чечне, Афганистан, Чернобыль, разрушенная природная среда обитания, распродажа природных ресурсов и еще многое другое. Как же можно обманывать себя и называть подобное милостью.

Война, которая происходит в стране или между странами, не приходит без воли Божьей. Война – это всегда наказание от Бога за грех и за отступничество: "За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет; не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет" (Ис. 5:24-29).

Война - это наказание и для одной и для другой воюющей стороны. Война – это бедствие и для проигравшей, и для выигравшей стороны. Прошедшей войны надо стыдится обоим сторонам: "Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа" (Иер. 12:13). Нечего гордиться тем, что был наказан: "И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится. И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам" (Чис. 12:14,15).

Здесь упоминается понятие “Святая Русь”, - в славянофильском миру есть и другие понятия “народ-богоносец”, “Святой Киев”. И снова самообман. В чем святость этого народа? В чем этот народ отделен от мира? Скорее отделен от живого Бога. Народ, вот уж действительно носит богов, которые не ходят: "Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах" (Иер. 10:3-5), - носит и в душе, носит и буквально, в руках. История повторяется. Грустно.

К сожалению, обман и самообман был, есть и будет. Вот еще пример из Библии: "Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего" (Иер. 14:13,14). Пророки говорят народу мечты своего сердца, говорят то, что им хочется. Обманываются сами и обманывают других.

Иудеи распяли Иисуса и, обманываясь, продолжали приносить жертвы в храме, продолжали поклоняться Богу. Но Бог покинул и храм, и Иерусалим, и народ, и страну. Иудеи продолжали поклоняться Богу, которого распяли. И это продолжалось до 70 года.

Самообман будет продолжаться. Будут говорить и перед пришествием Христа: "Ибо, когда будут говорить: <мир и безопасность>, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут" (1 Фес.5:3).

Продолжение

Валерий Колесник


  << Вернуться

Случайные фотографии
1936943 (+312)
33
1
21, 11
(С) 2020, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру