Нужны ли нам проповедники? (1)
Вопрос, конечно, интересный... Кому нам
и какие проповедники? Надо признать,
что о проповедниках говорят немало,
есть разные мнения относительно их
нужности. Еще больше людей интересуют
качества проповедников, их умения, их
мотивы. Проповедники обычно на виду, от
них ожидают особых дел, им предъявляют
особые требования. Итак, нужны ли
проповедники и какие, чего от них стоит
ожидать?
Перед Своим вознесением на небо Иисус
дает поручение апостолам проповедовать
Евангелие всем людям (Мар. 16:15). Очевидно,
что для Христа было важным, чтобы Его
ученики выполнили ту миссию, ради которой
Иисус их избрал: «и будете Мне свидетелями
в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии
и даже до края земли» (Деян. 1:8). Мы же,
как Церковь Христова, должны быть также
заинтересованы, чтобы поручение Господа
было выполнено – Евангелие должно
проповедоваться во всем мире. А кто этим
должен заниматься? Посмотрим на библейские
примеры. Апостол Павел в послании к
Римлянам записал: «Но как призывать
Того, в Кого не уверовали? как веровать
в Того, о Ком не слыхали? как слышать без
проповедующего? И как проповедывать,
если не будут посланы? как написано: как
прекрасны ноги благовествующих мир,
благовествующих благое!» (10:14,15). На
основании этих слов можно сделать вывод,
что проповедующие играют важную роль
в провозглашении веры Христовой.
Кто же конкретно занимался
благовествованием? Сначала это делали
апостолы (Деян. 2:14; 4:33). Некоторое время
спустя проповедовали и просто христиане:
«...В те дни произошло великое гонение
на церковь в Иерусалиме; и все, кроме
Апостолов, рассеялись по разным местам
Иудеи и Самарии... Между тем рассеявшиеся
ходили и благовествовали слово»
(Деян. 8:1,4; 11:19). Среди же христиан были и
те, которые должны были и занимались
проповедью слова более активно: «И Он
[Христос] поставил одних Апостолами,
других пророками, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями,
к совершению святых, на дело служения,
для созидания Тела Христова» (Ефес.
4:11,12). Примером таких евангелистов и
учителей были Филипп (Деян. 8:5; 21:8) и
Тимофей («проповедуй слово, настой во
время и не во время, обличай, запрещай,
увещевай со всяким долготерпением и
назиданием... Но ты будь бдителен во
всем, переноси скорби, совершай дело
благовестника, исполняй служение твое»,
2 Тим. 4:2,5).
Далее мы поговорим о тех,
которые являются проповедниками,
постоянно занятыми этим делом (или
уделяющим большую часть своего
времени этому делу).
Мы установили, что Церковь нуждается в
проповедниках (евангелистах), ибо это
соответствовало замыслу Бога. Но в каких
проповедниках? Не секрет, что не всякий
проповедник является верным слугой
Бога. Вспомните Иуду Искариота, который
вместе с другими проповедовал (Мат.
10:1-7), но впоследствии стал вором и
предателем (Иоан. 12:6). Апостол Павел
упоминает некоторых людей, обучающих
не словам Господа: «Умоляю вас, братия,
остерегайтесь производящих разделения
и соблазны, вопреки учению, которому вы
научились, и уклоняйтесь от них; ибо
такие люди служат не Господу нашему
Иисусу Христу, а своему чреву, и
ласкательством и красноречием обольщают
сердца простодушных» (Рим. 16:17,18). Иоанн
написал о некоторых так: «Они вышли
от нас, но не были наши: ибо если бы они
были наши, то остались бы с нами; но они
вышли, и через то открылось, что не все
наши» (1 Иоан. 2:19). Иуда и Петр также
немало говорят в своих посланиях Церкви
о лжеучителях.
Итак, Богу нужны верные
проповедники, которые держатся истины
при любых обстоятельствах («Старайся
представить себя Богу достойным,
делателем неукоризненным, верно
преподающим слово истины», 2 Тим.
2:15).
Какими качествами должны обладать
служители Божии, какой проповедник
нужен Церкви?
Проповедник, который страстный.
Слово страстный имеет несколько значений.
Часто под страстью понимают любовь или
другое сильное желание, и мы отметим
такую характеристику как проникнутый
сильным, напряженным и энергически
выраженным чувством, чрезвычайно
сильный. Немало людей дремлют во время
проповедей. Почему так бывает? Вероятно
потому, что далеко немногие проповедники
служат Богу подобно апостолу Павлу.
Апостол говорил о себе: «Но, имея тот
же дух веры, как написано: я веровал и
потому говорил, и мы веруем, потому
и говорим, зная, что Воскресивший
Господа Иисуса воскресит через Иисуса
и нас и поставит перед Собою с вами...
Итак, зная страх Господень, мы
вразумляем людей, Богу же мы
открыты; надеюсь, что открыты и вашим
совестям» (2 Кор. 4:13,14; 5:11). Трудно себе
представить Павла, проповеди которого
нагоняют сон на слушателей. Павел не
мог говорить вяло, потому что знал в
кого верит, и хотел поделиться своими
знаниями и чувствами с другими (2 Тим.
1:8-12). Такое отношение надо иметь и
современным проповедникам: «Ибо если
я благовествую, то нечем мне хвалиться,
потому что это необходимая обязанность
моя, и горе мне, если не благовествую!»
(1 Кор. 9:16).
Иногда просто недостаточная подготовка
к проповеди может быть причиной дремоты
слушающих. Иногда разочарование
проповедника в слушателях может «помочь»
ему быть вялым, но это не есть оправданием
для невыразительной проповеди. Будем
учиться у пророка Божьего: «И подумал
я: `не буду я напоминать о Нем и не буду
более говорить во имя Его'; но было
в сердце моем, как бы горящий огонь,
заключенный в костях моих, и я истомился,
удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9).
Проповедник, который умеет сострадать
(сочувствовать). Величайший Учитель и
Проповедник Иисус должен быть примером
для всех проповедников Слова: «Иисус,
выйдя, увидел множество народа и сжалился
над ними, потому что они были, как овцы,
не имеющие пастыря; и начал учить их
много» (Марк 6:34; Мат. 14:14; 15:32; 20:34).
Сострадание к людям побуждало Иисуса
говорить слова истины народу, чтобы они
могли решить все свои проблемы. Когда
же люди нуждались в физической помощи,
Он также помогал им.
Павел и его сотрудники также
демонстрировали заинтересованность в
жизни людей: «мы могли явиться с
важностью, как Апостолы Христовы, но
были тихи среди вас, подобно как кормилица
нежно обходится с детьми своими. Так
мы, из усердия к вам, восхотели передать
вам не только благовестие Божие, но и
души наши, потому что вы стали нам
любезны» (1 Фес. 2:7,8).
Господь ожидает, что все Его
последователи будут небезучастны к
друг к другу: «будьте братолюбивы друг
к другу с нежностью; в почтительности
друг друга предупреждайте... Радуйтесь
с радующимися и плачьте с плачущими»
Рим. 12:10,15.
Сочувствовать – не значит закрывать
глаза на грех (2 Тим. 4:2, Иуда 3; Гал. 4:16),
но желание помочь и реальная помощь
людям могут открыть двери для проповеди
Евангелия.
Проповедник, который стилен.
Нет, речь не идет о манере одеваться, а
о манере жить и учить людей правде. Вот
одно из значений слова «стиль» -
характерная манера поведения, метод
деятельности, совокупность приемов
какой-нибудь работы. Каждый человек
обладает определенным стилем (обычно
это выделяет его среди других), но
проповедник должен демонстрировать
богоугодный стиль жизни и проповедования.
Вот какие указания от апостола получили
проповедники: «Никто да не пренебрегает
юностью твоею; но будь образцом
для верных в слове, в житии, в любви, в
духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12); «Во
всем показывай в себе образец
добрых дел, в учительстве чистоту,
степенность, неповрежденность» (Титу
2:7).
Говоря о христианах вообще,
мы должны особо выделяться среди мирских
людей, иметь свой стиль: «Как послушные
дети, не сообразуйтесь с прежними
похотями, бывшими в неведении
вашем, но, по примеру призвавшего вас
Святого, и сами будьте святы во всех
поступках» (1 Пет. 1:14,15); «и не
сообразуйтесь с веком сим, но
преобразуйтесь обновлением ума вашего,
чтобы вам познавать, что есть воля Божия,
благая, угодная и совершенная» (Рим.
12:2).
Итак, мы отметили, что Господь
ожидает от Своих последователей, чтобы
они проповедовали слово Божие. Не
последнюю роль в этом играют проповедники
Евангелия. Но важно, чтобы они были не
номинальными проповедниками, но верными
слугами Всевышнего со своей индивидуальностью
и лицом, заботящимися о духовных и
физических нуждах людей.
Александр Зотов