Проблема теодицеи: ее суть и логическая формулировка (2)
Богословско-философские
доктрины, имеющие целью согласовать
идею благого Божьего промысла о мире с
наличием в мире зла, получили общее
название "теодицея".
(Термин
введен ученым Г.В. Лейбницем в 1710 г., а
сама проблема теодицеи
ставилась ранее, например, Мальбраншем
и даже в древности, например, Эпикуром).
Суть проблемы теодицеи (дословно Бог
–
справедливость,
т.е.
проблемы "оправдания Бога") состоит
именно в следующем: как
совместить наличие в мире зла с
представлением о том, что мир сотворен
и направляется всемогущим и всеблагим
Богом?
Один
из вариантов логической формулировки
теодицеи можно сформулировать так: на
первый взгляд, существует внутреннее
логическое противоречие в совместном
принятии следующих четырех посылок:
(1)
Бог существует.
(2)
Бог всеблагой.
(3)
Бог всемогущ.
(4)
Зло существует.
Если
принять любые три из них, то по всей
видимости следует отбросить четвертую.
Если
Бог существует, желает всеобщего добра
и достаточно могуществен, чтобы достичь
всего, чего желает, то зла не должно
быть.
Если
Бог существует и желает только добра,
но зло существует, то Бог не достигает
всего, чего желает. Значит, Он не всемогущ.
Если
Бог существует и всемогущ и зло также
существует, то Бог желает существования
зла. Значит, Он не всеблагой.
Наконец,
если "Бог" –
это существо, которое и всемогуще и
всеблагое, и тем не менее зло существует,
то такой Бог не существует.
Пять
возможных решений так логически
сформулированной теодицеи:
1.
Атеизм
–
отрицание посылки 1 (т.е. "Бог
существует").
2.
Пантеизм
–
отрицание посылки 2 (т.е. "Бог всеблагой").
3.
Древний
политеизм и современный деизм оба
отрицают посылку 3 (т.е. "Бог всемогущ").
Древний политеизм ограничил могущество
Бога расщеплением Бога во множество
маленьких божков, одних добрых, других
злых. Некоторые течения современного
деизма делают по сути то же, но в другой
форме, сводя Бога к существу, живущему
во времени и подверженному несовершенству,
развитию, и обладающему лишь ограниченной
силой.
4.
Идеализм
–
отрицание реального зла. Он проявляется
в разных формах (Адвайта Индуизма, т.н.
"Христианская Наука" М. Бейкер
Эдди, множество течений Новой Эры), и
все они утверждают, что зло – это иллюзия
непросветленного человеческого сознания.
5.
Наконец, библейский
теизм (ортодоксальное
христианство, иудаизм, ислам)
признает
все четыре посылки и отрицает наличие
логического противоречия между ними.
Это может иметь место, если
и только если
в
них есть неоднозначные или нечетко
определенные термины.
Мы
ниже проведем анализ терминов добро,
зло, всемогущество, свобода воли
и
других и выясним неоднозначность их
использования в разных мировоззрениях.
И это позволит выяснить, что проблема
зла как таковая, как абсолютная и
независимая от мировоззрения и личности
человека, не существует. Проблема
эта существует только в тех богословских
и философских системах, где есть
логическое противоречие. Мы увидим, что
христианское мировоззрение является
внутренне самосогласованным и в нем
(при всем различии имеющихся богословских
течений) такого противоречия нет. В то
же время легко увидеть, что наличие
противоречий в нехристианских
мировоззрениях: например, в атеизме
имеется логическое противоречие,
связанное с отсутствием
абсолютных критериев распознания зла!
Оно
в свое время было выдвинуто, в частности,
К. Льюисом в качестве аргумента против
своей прежней натуралистической позиции.
Как могут атеисты ставить под сомнение
существование Творца на основании
наличия в мире страдания и зла? Ведь
атеисты по сути не признают существование
каких-либо абсолютных стандартов добра
и зла. А при отсутствии нравственных
абсолютов даже явное присутствие
мучительных страданий не является
чем-то неправильным или несправедливым.
Иначе говоря, хотя страдание – это не
иллюзия, а реальность, эта реальность
не имеет никакого отношения к
нравственности. И тогда возражения
атеистов относительно страданий в мире
сводятся к личному недовольству
отдельными сторонами действительности,
и не более того. Вот что говорит К. Льюис,
вспоминая тот период, когда он еще был
атеистом: Мой довод против существования
Бога заключался в том, что мир жесток и
несправедлив. Но откуда у меня взялись
эти понятия справедливого
и несправедливого? Человек
не станет называть линию кривой, если
у него нет представления о прямой линии.
Если вся машина мироздания целиком и
полностью дурна и бессмысленна, то
почему я, являясь ее частью, испытываю
такое сильное возмущение и сопротивляюсь?
Упав в воду, человек чувствует себя
мокрым, потому что он человек, а не
водяное животное; рыба не чувствует
себя мокрой. Я, конечно, мог бы отказаться
от своего
понимания справедливости, сказав, что
таково мое личное мнение. Но тогда рухнул
бы и мой довод против существования
Бога, поскольку он вытекает из убеждения,
что мир действительно
несправедлив,
а не просто не соответствует моим личным
вкусам. И как бы мог атеист отреагировать
на этот довод, "играя на своем поле"?
Только допуская существование абсолютного
стандарта, позволяющего различать
объективное зло. Но тогда встает вопрос
и о таком внутреннем противоречии
атеизма: существование
абсолютных объективных критериев
нравственности нельзя считать результатом
случайной эволюции во вселенной, которая
к тому же и сама возникла по воле случая.
В
христианской философии, по-видимому,
первый известный анализ общей проблемы
теодицеи (даже без достаточно полного
разбора природы и смысла понятий добра
и
зла)
был проведен Мальбраншем и Лейбницем.
Приведем итоги этого анализа, следуя
статье Н.Г. Дебольского в известном
Энциклопедическом
Словаре Брокгауза
и Ефрона: По взгляду Мальбранша, Бог
действовал в создании мира свободно,
т.е. мог как творить, так и не творить
его. Если воля Бога склонилась к акту
творчества, то этому была какая-нибудь
цель. Но мир, как он ни велик, перед Богом
ничто, и следовательно, сам по себе не
содержит достаточного мотива для
определения Божественной воли. Мир
может быть целью для Бога лишь в том,
что Божественно в самом мире, т.е. в
церкви, созидаемой ее главою Иисусом
Христом, через которого люди входят в
общение с Богом и становятся сопричастными
Его целям. Мир существует для людей,
люди - через Иисуса Христа для Бога.
Будучи, таким образом, лишь средством
для целей Божественной благодати,
естественный порядок мира должен быть
наивозможно лучше приспособлен для
этой цели, и в этом смысле существующий
мир должен быть наилучшим из возможных
миров. Лейбниц также признает, что Бог
свободен творить мир или не творить
его; но так как Бог делает всегда
наилучшее, то воспользоваться такою
свободою Он мог бы лишь в том случае,
если бы небытие мира не было лучше его
бытия. Итак, уже а рriоri из понятия
творческого акта Бога следует, что
существующий мир есть наилучший возможный
из миров. Тем не менее, в нем появилось
зло. Мы не имеем права признавать цель
мира исключительно в благе человеческом,
но должны представлять ее, как объемлющую
все мироустройство; сказать же, что
мироустройство без страдания и греха
во всяком случае лучше, чем с их
присутствием в мире,
нет
основания, так как частное зло в этих
отношениях может служить в общем плане
мира средством более великого блага,
чем то было бы при других условиях. Бог
не хочет страдания и греха, но, создав
наилучший мир, Он допускает в нем всю
ту их меру, которая неизбежна для
осуществления плана этого наисовершеннейшего
мира. Лучше даже, чтобы был грешник и,
добровольно желая остаться без Бога,
сам обрекал себя за грехи на вечную
кару, чем мир, в общем, был бы менее
совершенен, чем должен быть. При этом
следует иметь в виду, что все подобные
обсуждения пути Божьего неизбежно
антропоморфны и несовершенны, т.е. задача
нашей собственной мыслью примирить
факт существования зла с убеждением в
разумно-нравственном достоинстве мира
- в полной мере для нас непосильна.
Признавая
Бога сверхвременным, сверхпространственным,
сверхсознательным, всеблагим и
всемогущественным, мы вполне можем
сохранять философскую веру в то, что
такое примирение действительно есть.
В.С. Ольховский