Несомненная реальность зла и страдания. Уникальность проблемы зла
Какими
бы мы ни были оптимистами, мир далеко
не всегда кажется нам самым радостным
местом для жизни. Каждый из нас, кем бы
он себя ни считал - христианином, теистом,
деистом, атеистом, мистиком или нигилистом,
несет бремя страданий и сталкивается
со злом. Бесполезно отрицать реальность
зла, просто приписав его невежеству или
иллюзиям. Гораздо чаще в жизни радость
и добро, чем страдание и зло, являются
иллюзией! Почти для всех людей (кроме
сторонников той философии, в которой
все видимое – иллюзия) существование
зла не подлежит сомнению.
С
другой стороны, есть и такие верования,
организации, оккультные и сатанинские
секты, где служат, поклоняются и приносят
жертвы (иногда даже человеческие!) силам
зла.
Мы
должны встречать зло с открытым лицом.
Христианство
не игнорирует и не романтизирует зло.
Оно
утверждает, что человек живет в падшем
мире, а это говорит о том, что зло – часть
нынешних человеческих переживаний.
Почти все книги Библии в той или иной
мере говорят о зле, с которым сталкивается
человек. А одна книга Ветхого Завета,
книга Иова, почти полностью посвящена
проблеме зла. И в нашей жизни почти
каждый день мы слышим о человеческих
бедах и несчастьях. Кругом войны, нищета,
болезни и преступления, страдания и
смерть.
В
ряде толковых и энциклопедических
словарей (английских, итальянских и
русских [см., напр., Словарь
русского языка, изд-во АН СССР: ин-т
языкознания, М.,1957,т.1, а также Толковый
словарь русского языка, изд-во
"Сов.энциклоп.",М.,1934,т.1])
зло
определяется
как: 1) все
дурное, плохое, вредное, греховное; 2)
беда, напасть, несчастье, неприятность
и
т.д. В "Энциклопедическом
словаре" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
приведено
определение В.С. Соловьева: "Зло
–
в
широком смысле этот термин относится
ко всему, что получает от нас отрицательную
оценку, или порицается нами с какой-нибудь
стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие
подходят под понятие зла. В более тесном
смысле зло обозначает страдания живых
существ и нарушения ими нравственного
порядка". Зло,
о котором упоминается в Библии и которое
наблюдается в каждодневной жизни, многие
богословы подразделяют на несколько
категорий: духовное,
или моральное зло (грех), физическое зло
(боль, страдание), природное зло
(землетрясения, пожары, наводнения,
пандемии и т.д.). Иногда
говорят о т.н. метафизическом
зле (по
сути это та часть природного зла, которая
обусловлена конечностью
мира и наличием естественных законов).
Во
избежание неясностей мы будем в тех
случаях, когда категория зла явно не
оговаривается, подразумевать под злом
именно моральное
зло (грех),
а
для второй категории попросту употреблять
слово страдание.
Беспокоит
нас не только и не столько страдание,
сколько его масштабы – то, что философы
часто называют бессмысленным
злом. В
определенном смысле можно как-то
оправдать всякое страдание – но уж
слишком его много! Как возмущают нашу
душу страдания и смерть множества
невиновных, уносимых за раз войнами,
массовыми репрессиями тоталитарных
режимов и стихийными бедствиями. Как
объяснить все это!? А Holocaust
(убийство
миллионов евреев нацистами во время
второй мировой войны) кардинально
изменил представления о способности
людей ко злу: как далеко ушли некоторые
человеческие существа от того человека,
который был сотворен по образу и подобию
Божьему!? Это один из самых страшных
примеров морального зла.
Как
же Бог допускает грех, мучения, боль и
горе?
Иногда
зло кажется нам результатом просто
неправильного выбора не нас самих, а
других людей. И тогда мы хотим застраховать
себя от ошибок и злодеяний других,
наказать их за неправильные действия.
Но мы члены одной человеческой семьи,
мы носим бремена друг друга. Мы не
понимаем нашей связи с остальным
человечеством.
Более того, с развитием цивилизации
(успехов технологии, роста массовых
организаций и тоталитарных политических
идеологий) сейчас человеческие страдания
только усугубляются все новыми
возможностями приносить страдания друг
другу, а также обезличиванием структуры
современного общества. И реакция многих
наших современников на земле – предаться
циничной
покорности судьбе или
безнадежному
отчаянию, психотерапии, наркотикам,
алкоголю или
простому отречению
от жизни.
Размах
и сила глобального и личного страдания
призывают к ответу той же глубины,
реализма и космического размаха. Одни
христиане
видят в этом проблему, другие – нет. В
конце концов, Благая Весть, которая
содержится в Новом Завете, состоит
именно в том, что каждый
человек
имеет
реальную возможность спасения и
освобождения от всякого зла и страдания
в единстве с всемогущим и всеблагим
Богом.
И
тем не менее, для христиан – в первую
очередь, ученых апологетов, теологов,
миссионеров, душепопечителей
– эта проблема является важной по
характеру их работы и служения – и
многие считают ее самой серьезной и
уникальной по своей значимости.
Уникальная
значимость
проблемы зла и страдания объясняется,
во-первых, универсальностью
зла
и страдания (каждый без исключения
человек на земле, и плохой и хороший,
сталкивается со злом и страданием),
во-вторых, их реальностью
и глубоким проникновением в жизнь –
вплоть
до слов, сказанных Христом на кресте:
"Или,
Или! Лама савахфани? (Боже Мой, Боже
Мой! чего Ты Меня оставил?)".
И в-третьих, именно она представляет
собой аргумент
№1 атеизма против
веры в существование Бога Библии –
аргумента такой силы, что он часто
используется атеистами как прямое
логическое доказательство того, что
всемогущий и всеблагой Бог не существует!
Все
мировоззрения и религии имеют свое
объяснение наличия зла и страдания, и
по любым стандартам существование зла
и страдания – это проблема. Фактически
эта проблема составляет две группы
проблем, одна из которых теоретическая
(теологическая), а
другая – группа
практических проблем при реальных
столкновениях со злом в разных обличьях.
Теоретически
проблема зла особенно затрагивает тех,
кто утверждает, что Бог существует, что
Он сотворил мир, и что Он любящий и
справедливый. Могут ли христиане
придерживаться этого представления о
Боге и вместе с тем признавать реальность
зла? Или же существование зла говорит
против существования Бога в том Его
понимании, которое позволяет принимать
библейское учение о Боге?
С
первого взгляда кажется, что если Бог
создал все, тогда каким-то образом Он
должен нести ответственность за зло. А
если Бог отвечает за зло, то Он становится
злым Богом, а это противоречит самому
определению Бога. Если, с другой стороны,
Он не несет ответственности за зло,
страдание и грех, тогда кто же несет?
Если же у Бога нет силы прекратить зло,
страдание и грех, тогда Бог не всемогущ
и существует кто-то или что-то более
значительное чем Бог, и сотворившее
зло. Ответить на эти вопросы не просто.
В то же время ясно, что Библия не игнорирует
проблемы зла и, более того, в учении
Библии существование зла никоим образом
не идет вразрез с представлением о
существовании всеблагого и всемогущего
Бога.
В.С. Ольховский