УРОК №6
КАКОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ПРИНИМАЕТ БОГ
На протяжении веков человек постоянно ощущал существование высшего разума во вселенной. Это понимание исходило не только из Библии, но также от окружающего мира. Очень давно Давид сказал: "Небеса проповедуют Славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Псалом 18:2). Очень жаль, что огромная энергия, затраченная человеком на поклонение идолам на протяжении веков, была тщетна с точки зрения Бога. Когда дети Израилевы поклонялись золотому тельцу, они говорили, что поклоняются "Богу", который вывел их из Египта (Неемия 9:18). Библия учит, что несмотря на то, что такое поклонение было отмечено энтузиазмом, в глазах Бога оно считалось неприемлемым (Исход 32:8-10).
Когда мы читаем о ложном поклонении Ваалу, Дагону, Астарте, Молоху, мы должны понять: для того чтобы поклонение было принято, оно должно быть направлено не только к истинному Богу, но оно должно также соответствовать Божьим духовным наставлениям. Эти идолопоклонники заявили, что они поклонялись высшему творцу вселенной, как и израильтяне, пусть даже если они называли Его другими именами. Очевидно, что многие из этих людей не считали каменных идолов своим "богом", а лишь представителем Божества, которому служили (см. Исход 32:4-6). Но поклонение, как бы искренне оно не осуществлялось, неприемлемо для Бога, если оно не соответствует Его божественному наставлению.
В ДУХЕ И ИСТИНЕ
Иисус сказал: "...истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине..." (Иоанна 4:23). Поклонение должно быть не только искренним, оно должно также осуществляться надлежащим образом, указанным Христом и Его апостолами. Для того чтобы поклоняться "в истине", мы должны поклоняться в соответствии с заповедями, данными в Божьем слове. Иисус прояснил Свое утверждение, что мы должны поклоняться в истине, когда молился Отцу: "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина" (Иоанна 17:17). Поклоняться "в истине" - значит поклоняться согласно законам нового завета.
Во все времена были такие люди, которые считали себя христианами, но пытались поклоняться Богу не так, как это сказано в Новом Завете. Они оправдывались тем, что поклоняются искренне, а форма поклонения несущественна, но, рассуждая подобным образом, можно равно оправдать поклонение Ваалу, Молоху, золотому тельцу, не говоря уже о таких современных лжерелигиях как ислам, буддизм, индуизм, которые отрицают Христа и все, чему Он учил.
ОДНОЙ ИСКРЕННОСТИ НЕ ДОСТАТОЧНО
Хотя искренность всегда была жизненно важной для приемлемого богослужения, одной ее не достаточно. Немногие усомнятся в том, что среди вышеперечисленных групп было немало искренних людей, но это само по себе не оправдывает их противостояние закону Божьему. Павел был искренен, когда преследовал христиан, считая, что выполняет волю Божию, и только позже осознал, что он совершил тяжкий грех, поступая так (Деяния 22:3-8; 23:1). Итак, приемлемое богослужение должно совершаться согласно тому, что сказано в Библии, а не нашим домыслам.
Некоторые, возможно, считают, например, что к Вечере Господней, т.е. недрожжевому хлебу и чаше виноградного плода можно добавить пирожное и напиток, поскольку это будет более привлекательным для молодежи. И хотя такое действие будет претендовать на искренность побуждений и оправдываться тем, что в Библии не сказано не делать так, немногие станут поддерживать такое вопиющее нарушение учения Христа.
Из сказанного следует, что для богоугодного поклонения нужно следовать образцу Нового Завета, а не тому, что нам кажется будет угодным Богу. Вспомним еще раз слова Бога: "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои" (Исаии 55:8). Мы можем считать свой акт поклонения прекрасным и чудесным, а с точки зрения Бога он будет оскорбительным и отвратительным. Проверкой правильности и приемлемости поклонения является ответ на вопрос: "есть ли разрешение на это в Новом Завете?"
ИЗМЕНЕНИЕ В БОГОСЛУЖЕНИИ
Как мы увидим позже, некоторые современные широко распространенные приемы богослужения не были разрешены в церкви Нового Завета при жизни апостолов и были внесены человеком после их смерти. Иисус учил, что изменение Божьего плана делает служение бесполезным. Эти Его слова относятся именно к тем, кто поступает так. "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Матфея 15:9, см. Откровение 22:18,19; Галатам 1:8,9).
Тенденция "улучшить" план Бога не нова. Она осуществлялась и осуждалась на протяжении веков. Библия описывает, например, как царь Саул пытался "улучшить" Божье распоряжение относительно поражения амаликитян. Он считал, что если бы они принесли в жертву лучшие стада, то очень угодили бы Богу. Мы помним, что Господь не дал Саулу права поступить так и, поэтому лишил его трона из-за его самонадеянности (1 Царств 15:26; Псалом 18:14).
Подобный пример мы находим при описании двух ветхозаветных священников Надава и Авиуда (Левит 10:1,2). В Библии описывается, как они пытались "усовершенствовать" Божий план тем, что "принесли пред Господом огонь чуждый, которого Он не велел им". За этот акт неповиновения "...вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они перед лицем Господним". Если бы у них было время, они бы оправдались, сказав: "Бог не заповедал делать так, но Он и не сказал, что мы не можем служить Ему таким образом, поэтому в этом нет ничего плохого". Дело в том, что Бог не говорит нам всего, чего мы не должны делать относительно богослужения, поклонения и послушания, так как для этого потребовалась бы книга толщиной в несколько километров. Когда Он говорит, что мы должны делать, это автоматически исключает все остальное. Поэтому, если нам сказано преломлять недрожжевой хлеб во время Вечери Господней, это автоматически исключает пирожные, конфеты, кукурузный хлеб и все остальное, что изобрел человек. Этот принцип остается неизменным по отношению к другим составным богослужения и повиновения.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К МОДЕЛИ НОВОГО ЗАВЕТА
Помпезной, церемониальной и ритуальной модели религии, созданной человеком, противопоставлено простое, но красивое богослужение церкви Нового Завета. Это богослужение, вдохновленное Богом и проповедуемое апостолами, является единственным реальным образцом богослужения сегодня. Опасность отступить от этого образца кроется в том, что человек привнес много обычаев, придуманных им самим, и эти обычаи применяли в церкви так долго, что не возникало ни малейшего сомнения в их верности, хотя права на их существование мы не найдем ни в одном стихе Нового Завета. Если в Божьем Слове не содержатся подобные указания относительно богослужения, значит они, по словам Христа, "заповеди человеческие" (Матфея 15:9).
Библия учит, что порядок богослужения, предложенный Христом и апостолами, прост и доступен. Он состоял из пяти ступеней: 1 - молитва; 2 - проповедь; 3 - пожертвование; 4 - Вечеря Господня; 5 - пение. Рассмотрим каждую из них:
МОЛИТВА
Важность молитвы настолько очевидна, что не требует комментариев. Можно процитировать несколько из множества стихов Писания, например: Деяния 2:42; 12:5; 16:25; 20:36: 1-е Фессалоникийцам 5:17; 1-е Тимофею 2:1,3 ; Римлянам 8:26. Даже в этом вопросе человек пытался внести свои изменения.
Примерами этого может служить поклонение Марии или конкретным "святым" или обращение через них к Богу. Библия говорит, что есть лишь "...один посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос" (1-е Тимофею 2:5). Нигде в Библии Мария не вознесена до такой степени и нет даже намека на то, что ей дана власть большая, чем другим верным ученикам (см. Матфея 12:46-50). Практика молиться "святым" - это продукт человеческого воображения и этому нет обоснования в Писании. И даже ангелам Божиим не дано такого почтения (Откровение 19:10; см. Деяния 10:25,26). Поэтому все эти деяния - "заповеди человеческие'', а посему - тщетны (Матфея 15:9).
ПРОПОВЕДЬ
Подобно молитве, важность проповеди Евангелия настолько очевидна, что не требует обширных комментариев. Примеры известных стихов из Писания: Деяния 20:7; Галатам 1:8,9; 1-е Коринфянам 1:21 и Деяния 2:42. И даже в этом действии человек иногда сворачивал с Божьего пути. Практика присвоения женщинами-проповедниками полномочий и прав мужчин в церкви всегда осуждалась в Новом Завете. Апостол Павел сказал: "Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит" (1-е Коринфянам 14:34). И еще: "А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1-е Тимофею 2:12). Это не препятствует женщинам учить других женщин или детей (Титу 2:3,4).
ПОЖЕРТВОВАНИЕ
В 1-м послании Коринфянам 16:1,2 в Библии сказано, что сбор осуществлялся в "первый день недели". Хотя поддержка (финансовая) проповедования Евангелия - долг и привилегия каждого христианина, она описывается в Новом Завете как дело добровольное. Методы давления или применения силы никогда не использовались. Библия учит: жертвование, совершаемое таким образом, не угодно Богу, независимо от суммы (2-е Коринфянам 9:7). По этой причине сборы осуществлялись не каждое богослужение, а другие методы сбора денег церковью неизвестны Новому Завету. См. 2-е Коринфянам 8:1-8; Луки 21:1-4.
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Участие в Вечере Господней должно стать для каждого христианина одним из самых чудесных моментов. Иисус сказал о хлебе: "... сие творите в Мое воспоминание...", а также о чаше: "...сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание" (1-е Коринфянам 11:24,25; Луки 22:19,20). Собрание в церкви не должно быть просто обязанностью, но чудесной привилегией. Павел сказал: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господнюю возвещаете, доколе Он придет".
В Церкви Христовой Вечеря Господня соблюдалась каждое воскресенье. В Деяниях Апостолов мы читаем о соблюдении Вечери Господней в церкви Христовой следующее: "В первый же день недели, КОГДА УЧЕНИКИ СОБРАЛИСЬ ДЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ХЛЕБА, Павел беседовал с ними... " (Деяния 20:7). Мы узнаем из этих стихов, а также из 1-е Коринфянам 16:1,2, что первый день недели был днем регулярных собраний, а главным поводом этого собрания, его причиной, было "преломление хлеба" или участие в Вечере Господней. В светской истории также указывается, что ранняя церковь соблюдала Господню Вечерю каждое воскресенье. И хотя в Деяниях 20:7 не сказано каждую неделю, давайте рассмотрим два подобных стиха в Ветхом Завете. Бог заповедал: "Помни день субботний, чтобы святить его" (Исход 20:8). Хотя евреи могли отвергать это вполне ясное утверждение, оспаривая, что в нем не упоминается "каждая суббота", каждый, кто не соблюдал субботу, осуждался (Числа 15:32-36). Снова, в 1-м Коринфянам 16:1,2 говорится, что сборы осуществлялись в "первый день недели". Если взять за правило соблюдать Вечерю Господню реже, чем это делали апостолы, то по этой же причине можно изменить все остальное в пении, молитве, пожертвовании.
ПЕНИЕ
Одной из характеристик богослужения в Церкви Господней, кажущейся странной, является то, что музыка была исключительно вокальной. Нет ни одного примера в Новом Завете, описывающего использование механических музыкальных инструментов в Церкви апостолами или другими верными учениками, хотя эти инструменты были популярны среди других групп того времени. Светская история указывает, что инструментальная музыка была чисто "заповедью человеческой", впервые появившись в 666 году н.э., через много лет после смерти апостолов и без всякого на то разрешения в Новом Завете.
Новый Завет ясно заповедует христианам петь подобно тому, как Ною было велено построить ковчег из дерева гофер (Бытие 6:14; Ефесянам 5:19; Колоссянам 3:16). Использовать пианино, орган, гитару и т.д. в богослужении без Божественного позволения равносильно тому, если бы Ной нарушил заповедь и перепутал гофер с сосной. Если бы Ной сделал это, его поступок был бы расценен так же, как поступок того, кто привнес пирожное и напитки в Вечерю Господню или инструментальную музыку в богослужение. Как нам уже известно из истории Надава и Авиуда, Бог не перечисляет всего того, чего мы не должны делать, но дает нам право делать только то, что Он особо (повелевает) заповедует (Левит 10:1,2).
Многое, что кажется прекрасным для нас (Притчи 14:12), отвратительно для Бога, мы не можем думать лучше Бога (Исайи 55:8). Если бы инструментальная музыка была действительно "помощью", как это иногда утверждают, наверняка, апостолы, которые были вдохновлены и любили Церковь больше жизни, использовали бы ее. Несмотря на то, что в Ветхом Завете Давид использовал инструментальную музыку в богослужении, наряду с жертвоприношением животных и сжиганием ладана, все это определенно отсутствует в Новом Завете (см. Урок 3). Многие тысячи людей во всем мире по-прежнему поклоняются согласно этой простой, но красивой модели Нового Завета. Этот момент будет детальнее обсужден в Уроке 8.