УРОК №7
ЦЕРКОВЬ НОВОГО ЗАВЕТА
Одним из самых впечатляющих моментов Нового Завета является замечательное единство, с которым ранние христиане поклонялись и служили Богу. Они были едины не только в избранной форме поклонения, но и в учении, в котором они постоянно пребывали (Деяния 2:42,46). Светская и библейская истории свидетельствуют, что при жизни апостолов не было деноминаций и все верные христиане находились в тесном единении и единодушии между собой во всем мире (1-е Иоанна 1:7; 2-е Коринфянам 8:18).
Причина этого братолюбия кроется в учении апостолов. Когда Павел отправился в Рим, например, он проповедовал то же учение, что и в Коринфе, Галатии и во всем мире, поэтому и не возникало деноминаций в результате его учения (Деяния 15:36; Римлянам 15:19). Это относилось и к другим боговдохновенным учителям. Будучи ведомыми Богом, они никогда не учили противоречивым доктринам и, поэтому не давали почвы для образования конфликтующих деноминаций (Иоанна 16:13; 14:26; 2-е Тимофею 3:16). В Новом Завете мы находим не множество деноминаций, а лишь одну Церковь. В Деяниях 2:47 читаем: "Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви". А вот слова Иисуса: "...и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Матфея 16:18).
Единственная в своем роде Церковь Нового Завета таким образом резко отличается от раздробленного религиозного мира сегодня. В следующем уроке мы рассмотрим, почему и каким образом возникли сотни современных деноминаций. А в этом уроке мы оставим современные деноминации и рассмотрим ту Церковь, которая существовала во времена апостолов.
ЕДИНСТВО БЫЛО ОСНОВОЙ
Тот факт, что верующие, христиане, в первом веке объединились в единую Церковь, не является просто случайностью. Это единство служило ответом на молитву Спасителя и влиятельное учение апостолов. За несколько часов до смерти Иисус молился, чтобы Его последователи никогда не были разделены на отдельные деноминации. Обращаясь к апостолам, он сказал: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Иоанна 17:20,21). Подобно тому как Бог и Христос едины, Христос учил, чтобы Его ученики были также едины.
ПОЧЕМУ ДОЛЖНО БЫТЬ ЕДИНСТВО
Одна из причин единства кроется в словах Иисуса: "...да уверует мир, что Ты послал Меня" (Иоанна 17:21). Вместо одной-двух больших общин, что было бы достаточно для определенной местности, существуют многочисленные конфликтующие деноминации. Каждая старается содержать своего проповедника и иметь отдельное здание для богослужений. В мире, погрязшем во грехе, отказ от напрасной траты денег и усилий, будто бы направленной на распространение Евангелия, должен стать делом жизненной важности для каждого верующего человека.
Если бы единство, которого требует Бог от Своих людей, существовало среди всех, называющих себя последователями Христа, возможно четыре из пяти проповедников, проповедующих сегодня в этой стране, смогли бы отправиться с миссией в другие места, имея полную поддержку. Такое единство, как в первом веке, возможно лишь при полном возврате к образцу церкви Нового Завета, основанной Христом и Его вдохновленными апостолами.
ОЧЕВИДНОСТЬ ЕДИНСТВА
Для того чтобы иметь полное представление о церкви Нового Завета, мы приводим еще несколько ссылок, непосредственно относящихся к единству веры. Как можно увидеть из последующих цитат, Библия четко указывает на то, что Христос создал не множество деноминаций, обучающих различным доктринам и практикующих их, но что все христиане первого века были частью одного великого тела - Церкви.
КОЛОССЯНАМ 1:18 - "И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство".
ЕФЕСЯНАМ 1:22,23 - "...и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его..."
ЕФЕСЯНАМ 4:4,5 - "Одно тело и один дух, как вы призваны к одной надежде вашего звания... "
ЕФЕСЯНАМ 5:23 - "...Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела".
1-е КОРИНФЯНАМ 12:13 - "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины..."
1-е КОРИНФЯНАМ 1:10 - "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений... "
МАТФЕЯ 16:18 - "...и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".
ДЕЯНИЯ 2:47 - "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви". Церковь, основанная Иисусом, упоминается как единственная во всей Библии. Вот некоторые из многочисленных стихов о ней: Деяния 12:1; 20:28; 1-е Коринфянам 12:28; Галатам 1:13; Ефесянам 3:10,21; 5:32.
Слово "церкви" употребляется в Библии в отношении нескольких общин в разных местах, так например, "церкви Галатии" или "семь церквей в Асии" (Галатам 1:2; Откровение 1:4). Павел употребляет слово во множественном числе в 1-м Коринфянам 4:17, но подчеркивает, что во всех церквях преподавалось одно учение.
Иногда бытует мнение, будто Иисус основал много различных церквей, когда сказал: "Я семь Лоза, а вы ветви..." (Иоанна 15:5,6). Но непредвзятое чтение и толкование этого текста подтверждает совсем обратное. Из контекста (прилегающих стихов) следует, что Иисус говорил об отдельных учениках, объединенных во Христе, а не о различных деноминациях. Еще одной очевидной ошибкой этой точки зрения является то, что ни одна современная протестантская или католическая деноминация нигде не описана в Библии, как существующая во времена нового завета.
Когда мы читаем эти или другие подобные стихи из Писания, мы вспоминаем молитву Иисуса перед казнью за оставляемых учеников: "Да будут все едино..." (Иоанна 17:21). И пусть никто поэтому не благодарит Бога за то, что существует так много деноминаций, пока не попросит, чтобы молитва Спасителя была исполнена сейчас так, как во времена апостолов (Деяния 4:32).
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕРКВИ НОВОГО ЗАВЕТА
Когда Иисус основал Свою церковь, Он придал ей несколько отличительных черт, по которым ее можно узнать. Мы уже знаем, например, что христиане первого века соблюдали Вечерю Господню в каждый первый день недели, что они использовали в богослужении только пение и что они крестились "во искупление грехов". В Писании также даются и другие характеристики церкви.
1. В ЦЕРКОВЬ НИКТО НЕ "ВСТУПАЕТ"
В уpoкe 5 мы изучили, что после крещения, согласно Писанию, человек - новорожденное дитя Бога и поэтому пребывает ''во Христе" (Иоанна 3:5: Римлянам 6:3). Павел сказал: "Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Галатам 3:27). Те, кто следовал Евангелию во времена нового завета, таким образом, никогда и не пытались "вступить в церковь". Дело в том, что когда человек получил прощение грехов, Господь немедленно присоединил его к Своей Церкви и считал его равноправной частью с другими ее частями. Вдохновленный автор Деяний сказал об этом очень точно: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви" (Деяния 2:47).
Идея выборов членов церкви Нового Завета или отзыва была неслыханной в первом веке. Нечто подобное мы находим в Библии в поступке безбожника Диотрефа. Апостол Иоанн сурово осудил его злые поступки, описанные такими словами: "...о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви" (3-е Иоанна 9,10). В Божьей Церкви Господь, а не человек, принимает людей в нее, и только Он имеет право отлучить их.
2. "НЕТ" ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ВЕРОУЧЕНИЮ
Следующей характеристикой церкви Нового Завета является то, что она не была связана человеческим вероучением, церковными уставами или иными (небожественными) несвятыми писаниями. Члены Господней Церкви первого века руководствовались лишь Новым Заветом, и им не требовались другие книги, написанные человеком для того, чтобы быть принятыми в их братство. Ни единому человеческому вероучению не учит Библия. Первый такой человеческий документ появился спустя сотни лет после смерти апостолов. Это была книга, которую часто называли "Вероучение Апостолов", хотя никакого отношения к апостолам она не имела. Ученые, изучающие Библию, установили, что книга эта была написана группой людей в 325 г., через сотни лет после апостольской эры.
3. ХАРАКТЕРИЗОВАЛАСЬ СМИРЕНИЕМ
Смирение было одной из отличительных черт верных членов Церкви Нового Завета. Хотя преданные Евангелию проповедники пользовались уважением за то, что несли людям Благую Весть, они не пытались поставить себя выше других верных членов Церкви, поэтому не было особо вознесенного "духовенства". В евангелии от Луки 22:25,26 Иисус сказал: "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; А вы не так, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий".
В Матфея 23 Иисус осуждает фарисеев за то, что они носили особые одежды для привлечения внимания, т.к. считали себя религиозными лидерами, более важными, чем другие, следующие Божьему учению. Иисус сказал: "Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!" А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" (Матфея 23:5-9).
Это последнее утверждение со всей очевидностью осуждает использование слова "Отец" в качестве религиозного титула. Но использование этого слова по отношению к родителям не осуждается, что явствует не только из этого стиха, но и других стихов Писания. Вот одно из известных высказываний: "Почитай отца твоего и мать" (Ефесянам 6:2; см. также Деяния 16:3; 7:4).
В Деяниях 10 мы читаем, что апостол Петр не позволял людям преклоняться пред ним и оказывать ему почести. Когда Корнилий упал на колени, Петр сказал: "Встань, я тоже человек" (Деяния 10:25,26). Даже ангел не позволял такого почтения по отношению к себе (Откровение 19:10). Такая скромность была бы очень полезна и сегодня.
ИМЕНА БОЖЬИХ ЛЮДЕЙ
Еще одной отличительной чертой Церкви Нового Завета были имена, которыми называли Божьих людей. Часто их называли просто "христианами" (Деяния 11:26), но нигде не упоминались христиане особого вида. Их также называли "детьми Бога" (Галатам 3:26). Ранние христиане были известны как "святые" (Римлянам 1:7). Следует заметить, что это слово относилось не к отдельным ученикам, которые умерли, но ко всем живущим христианам. В Иоанна 15:8 их называют "учениками", что значит "тот, кто учится". Все ранние христиане назывались так же "священниками". Это слово не означало особый класс людей Внутри церкви, оно относилось ко всем христианам (1-е Петра 2:5-9). Каждый был священником в том смысле, что мог сам помолиться Богу через посредника Иисуса Христа (1-е Тимофею 2:5) и мог принести "живую жертву" посредством преданности Евангелию (Римлянам 12:1). Поскольку всем была дана заповедь соблюдать скромность, их также называли просто "братьями" (Галатам 6:1).
Во времена нового завета у Церкви не было иного имени, кроме имени Господа. В книге к Римлянам мы читаем: "...Приветствуют вас все церкви Христовы" (Римлянам 16:16). Это не название, не титул, это описание. Оно используется в подобном смысле, когда мы говорим "шапка Иакова" или "дом Давидов" (Луки 1:27). Оно указывает на тот факт, что это не просто название, но что церковь принадлежит Христу.
Имена человеческие никогда не употреблялись по отношению к Церкви Господа. Иногда ее называют "церковью Бога", указывая на то, что она принадлежит Господу (1-е Коринфянам 1:2; Иоанна 20:28). Иисус называл ее просто "Моя Церковь" (Матфея 16:18). Несколько других терминов, таких как "тело Христа" и "дом Божий" мы находим в послании к Колоссянам 1:24 и 1-е Тимофею 3:15. Это просто иной способ выразить утверждение, что церковь принадлежит Христу. Они верны, ибо Он построил и искупил ее кровию Своей (Матфея 16:18; Деяния 20:28).
Важность имени Христа отмечена в книге к Колоссянам: "И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (Колоссянам 3:17). В Деяниях 4:12, говоря об имени Христа, Петр сказал: "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". Учитывая всё это, нас не удивляет то, что мы находим местные общины под названием "церкви Христовы" (Римлянам 16:16).
В следующем уроке мы завершим это исследование обсуждением новозаветного христианства в наше время.
После успешного завершения восьмого урока Вы получите удостоверение-сертификат и книгу "Есть Бог на Небесах".