Вопросы о Боге (3)
“Свят,
свят, свят Господь Бог Вседержитель,
Который был, есть и грядет” (Откр. 4:8).
Бог, Которому мы служим, является вечным
всемогущим Творцом! В этом нет сомнения,
но попытаться ответить на вопросы,
задаваемые людьми о невидимом Боге
небесном, -
не всегда легкая задача. Иногда люди
задают вопросы, которыми они подвергают
сомнению Божьи действия, Его знание или
Его благость. Часто задаваемые вопросы,
которые мы желаем рассмотреть в этой
статье, как раз такого плана. Пусть Бог
дает нам мудрости ответить правильно
на них.
(8) “Знал ли
Бог до того, как Он сотворил мир, что
человек согрешит? Если да, то почему Он
сотворил человека?” Псалмопевец написал:
“Велик Господь наш и велика крепость
Его, и разум Его неизмерим” (Пс. 146:5).
Святой Дух ясно заявляет: “Бог больше
сердца нашего и знает все” (1 Иоан. 3:20).
Таким образом знание Бога Иеговы
неограничено. Он обладает полным знанием
о прошлом, настоящем и будущем. Так как
наш вопрос о Его знании будущего, неплохо
было бы вспомнить два ясных примера
Божьего предведения из книги Исаии.
Прежде, чем великий царь Персидской
империи, Кир, родился, Господь предсказал,
что этот человек будет играть роль в
отстройке еврейского храма в Иерусалиме
(Ис. 44:28). И, за семьсот лет до рождения
Христа, Бог предсказал, что Христос
родится от девственницы (Ис. 7:14). Знал
ли Бог, что эти события произойдут до
того, как они случились? Конечно. Далее,
учение Нового Завета показывает, что
до сотворения мира Иеговой в Его разуме
уже был план, по которому человечество
могло бы спастись: “И открыть всем, в
чем состоит домостроительство тайны,
сокрывавшейся от вечности в Боге,
создавшем все Иисусом Христом, дабы
ныне соделалась известною через Церковь
начальствам и властям на небесах
многоразличная премудрость Божия, по
предвечному определению, которое Он
исполнил во Христе Иисусе, Господе
нашем” (Ефес. 3:9-11). Да, у Бога была
предвечная цель во Христе Иисусе. По
вдохновению Петр написал, что мы не
искуплены материальным, тленным, “но
драгоценною Кровию Христа, как непорочного
и чистого Агнца, предназначенного еще
прежде создания мира, но явившегося в
последние времена для вас” (1 Пет.
1:19,20). Таким образом понятно, что до
основания мира Бог знал о Христе. Что
Он знал? В контексте утверждения Петра
ясно, что Бог знал о Своем Сыне, что Он
придет пролить Свою драгоценную кровь
во искупление человека. Если Бог знал
это, то тогда мы можем прийти только к
такому выводу, что до сотворения Им мира
Он также знал, что человек будет нуждаться
вискуплении Иисуса. Иными словами, да,
Бог действительно знал до сотворения,
что человек согрешит.
Позвольте
предостеречь вас. Говорить, что Бог знал
и знает наперед о будущих событиях,
совсем не означает, что Он заставляет
людей исполнять Его волю, или что Он
одобряет все действия человека. Он
сотворил Адама и Еву со свободой выбора,
и все люди с тех пор, как и у тех двух
была свобода, также имеют свободу
совершать свой собственный выбор. Также
говорить, что Бог знает заранее о том,
что произойдет, не означает, что Он
желает, чтобы это произошло. Господь
Бог знал, что все люди разбредутся как
овцы (Ис. 53:6), но мы не можем обвинять Его
в том, что Он желал этого! Бесконечное
знание Бога -
это одно, а Его желание -
это совершенно другое. А мог бы Бог
создать человека таким, чтобы тот не
согрешал? Пред Богом в действительности
были всего лишь две возможности: либо
сотворить человека со свободной волей,
либо сотворить человека, который был
бы подобен роботу, не имеющему выбора
и чувств. Бог, по Своей любви (Он есть
любовь, 1 Иоан. 4:8) сотворил человека со
свободой выбора. Посему неизбежно, что
в некоторых случаях человек будет делать
неправильный выбор. Почему? Потому что
у человека есть слабости и он ограничен
в мудрости. Но мы не можем обвинять Бога
в том, что люди по своей собственной
воле добровольно делают плохой выбор!
Но все равно вопрос остается. Если Бог
знал наперед, что человек согрешит, то
почему надо было создавать его? Во-первых,
Бог всемудр, и Его выбор не может
подвергаться сомнениям ограниченных
в знании людей. Во-вторых, Бог сотворил
подходящую обстановку на земле, чтобы
человек жил на ней, давая ему возможность
для хорошего морального и духовного
развития. Мы могли бы смотреть на землю
в наше время как на период временной
подготовки к вечной жизни на небесах.
Наконец, в ответ на вопрос: “Почему Бог
сотворил человека”, Библия говорит:
“достоин Ты, Господи, принять славу и
честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все
по Твоей воле существует и сотворено”
(Откр. 4:11).
(9) “Если
Бог действительно добр и Он есть любовь,
то почему Он сотворил злого сатану?”
Верно ли, что Бог сотворил сатану? Иисус
пришел на землю, “чтобы разрушить дела
диавола” (1 Иоан. 3:8), и если мы противостоим
диаволу, то он убежит от нас (Иак. 4:7).
Таким образом сатана не всемогущ. Если
он не всемогущ, то он не Бог. Из этого
следует, если сатана не Бог, то он -
сотворенное существо. А как мы знаем,
Творцом всего является Господь Бог, ибо
написано: “ибо в шесть дней создал
Господь небо и землю, море и все, что в
них” (Исх. 20:11). Разве мы тогда не должны
обвинить Бога в сотворении диавола, как
злого существа? Подождите минутку.
Относительно того, что Иегова сотворил
в начале, написано: “И увидел Бог все,
что Он создал, и вот, хорошо весьма”
(Быт. 1:31). Из этого текста мы заключаем,
что когда Бог создал сатану, сатана был
хорошим. Но в какое-то время до того, как
змей обольстил Еву(Быт. 3), диавол был
уже злым. Должны ли мы сделать вывод,
что сатана - падший
ангел? Верно, что некоторые ангелы
восстали против Бога и в результате
этого были сброшены в узы адского мрака
(Иуда 6; 2 Пет. 2:4). Далее, братья во Христе
предупреждаются относительно того,
чтобы не подпасть осуждению с диаволом
или в нарекание и сети (1 Тим. 3:6,7). Однако,
эти факты не доказывают, что сам сатана
был сотворен как ангел, а потом позже
пал из-за преступления. Разве Исаия
14:12,13 не говорит: “Как упал ты с неба,
денница, сын зари! разбился о землю,
попиравший народы. А говорил в сердце
своем: взойду на небо, выше звезд Божиих
вознесу престол мой, и сяду на горе в
сонме богов, на краю севера”? Да, это
то, что написано, но в этом стихе относится
ли “денница, сын зари” [люцифер] к
сатане? Нет. Люцифер -
это царь Вавилона. Почему мы делаем
такой вывод? Потому что в контексте
этого утверждения, конкретно в четвертом
стихе, написано: “ты произнесешь победную
песнь на царя Вавилонского (не “на
диавола”, Р.К.) и скажешь: как не стало
мучителя, пресеклось грабительство!”
(14:4). Нам кажется, что самой важной
проблемой, которая стоит перед каждым
из нас по отношению к сатане, является
не объяснять его происхождение, а иметь
крепкую веру, которой мы можем противостоять
ему (1 Пет. 5:8,9).
(10) “Если
Бог действительно всесилен, тогда почему
Он не удаляет зло, которое в мире?” Зло
существует в мире, в этом нет сомнений.
Видит ли это Бог? Да. Разве это не беспокоит
Его? Беспокоит. Разве у Него нет силы,
чтобы сделать то, что Он желает? Он -
всемогущ. Если все это верно, и Бог любит
нас, и хочет доброго для человечества,
и видит зло, происходящее на земле, то
почему тогда Он просто не использует
Свою всемогущую руку, чтобы удалить все
зло? Иногда, время от времени, даже детей
Божьих беспокоит такая ситуация.
Рассмотрите, например, вопрос, который
пророк Аввакум обращал к Иегове, когда
думал, что Господу следовало наказать
нечестивых вавилонян: “Чистым очам
Твоим не свойственно глядеть на злодеяния,
и смотреть на притеснение Ты не можешь;
для чего же Ты смотришь на злодеев и
безмолвствуешь, когда нечестивец
поглощает того, кто праведнее его”
(Авв. 1:13)? Многие в истории сделали вывод:
существование зла доказывает, что Бога
нет. Является ли это верным выводом?
Во-первых, почему Бог не демонстрирует
Своей силы и не удаляет всего зла с
земли? На самом деле это не вопрос силы
Божьей, а вопрос в том, собирается ли Он
управлять свободной волей человека или
отнять ее. Не совершайте ошибки по этому
поводу, Господь Бог всемогущ (Быт. 17:1).
Но, как мы выше заметили, из-за любви
Божьей Он нам дает свободу выбора. К
сожалению, люди часто совершают плохой
или неправильный выбор, который мы можем
назвать злом.
Что бы вы
предложили? Какое зло следовало бы Богу
прямым вмешательством удалить из
общества? Как же Ему следует удалить
это зло? В глазах Бога “совершить зло” -
приравнивается к нарушению Его закона,
что Библия называет грехом (1 Иоан. 3:4; 1
Фес. 5:21,22). Итак, должен ли Бог убивать
всякого человека, который согрешает?
Если бы Он убивал каждого, совершающего
зло, тогда бы все взрослые в мире были
бы убиты, так как “все согрешили и лишены
славы Божией” (Рим. 3:23)! Это точно
сократило бы вскоре население мира.
Некоторые думают, что было бы лучше,
если бы Бог удалил прямым вмешательством
зло, но обычно имеют в виду избавление
от “больших проблем”, таких как убийство,
насилие, воровство и так далее. Они в
действительности не желают, чтобы Бог
избавился от всех тех, которые совершают
любое зло, ибо, как мы уже отметили, это
означало бы конец всем нам, включая и
тех, которые любят критиковать Бога
небесного!
Почему зло
существует, то есть почему люди творят
зло? Библия говорит: “но каждый искушается,
увлекаясь и обольщаясь собственною
похотью; похоть же, зачав, рождает грех,
а сделанный грех рождает смерть” (Иак.
1:14,15). Люди согрешают, и таким образом
зло существует потому, что они исполняют
желания плоти. Это не является чем-то
новым для нашего поколения. Во все
времена диавол использовал похоть
плоти, похоть очей и гордость житейскую,
чтобы заставить людей творить зло (1
Иоан. 2:16). Кто же ответственен за то,
чтобы удалить зло из мира? С одной
стороны, обязанность каждого человека
делать это. Божья заповедь такова:
“посему, отложивши всякую нечистоту и
остаток злобы” (Иак. 1:21). Далее нам даются
указания: “Итак, умертвите земные члены
ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую
похоть и любостяжание, которое есть
идолослужение” (Кол. 3:5). Мы не можем
уйти от этой истины: каждый из нас лично
отвечает за контроль над своим сердцем,
действиями и речью, то есть мы должны
быть теми, кто удаляет зло из своей
жизни. Означает ли это, что Бог не
принимает участия в удалении зла из
мира? Совсем нет! Вопрос таков: как Бог
в наше время действует, чтобы удалить
нечестие? Он не делает этого прямо или
чудесным образом, но делает это косвенно -
посредством Своего слова и Своих детей.
В Библии Бог открыл Свою волю относительно
того, как мы должны жить, и что Он считает
злом и добром. Когда мы повинуемся учению
Библии, как следствие, по крайней мере
в нашей жизни, мы не позволяем злу
управлять. Затем, как дети Божьи, мы
должны быть солью земли и светом миру,
чтобы другие видели пример благочестия
(Мат. 5:13-16). Наконец, христиане должны
давать свет миру, распространяя
благословенное Евангелие Иисуса (Фил.
2:15,16). Когда мы верою живем по слову
Божьему и обучаем ему, то через нас
Господь Бог делает именно то, чего все
мы желаем, дабы Он делал -
удалил зло из мира. Но помните, что Бог
не может удалить зло из сердца и жизни
человека, который упорствует и остается
во грехе.
Роджер Кэмпбелл