Плод Духа (6)
"Живите, наслаждайтесь жизнью, берите от жизни все, что только можно взять, ни в чем себе не отказывайте, не ограничивайте себя ни в чем" – вот лозунг многих в нашем обществе живущих без Бога. Мы же, как дети Божии, возьмём Писания и обратим наше внимание на плод Духа, о котором апостол Павел писал: "Плод же духа любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5:22,23). Сегодня последняя статья из этой серии уроков.
Плод – воздержание
Писания учат: чтобы угодить Богу, человек должен уметь контролировать себя, а именно: мысли, поступки, желания и прочее. Заметьте ту оценку, которую даёт Библия человеку, умеющему контролировать себя. "Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города" (Прит. 16:32). "Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен" (Прит. 17:27).
Господь Иисус учил Своих учеников воздержанию: "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мат. 16:24; Лук. 9:23). Это значит, что мы должны мобилизовать себя на то, чтобы жить полностью для Иисуса, отказываясь от эгоистичных (неугодных Богу) желаний. При этом нельзя забывать, что Бог никогда не требовал и не требует от человека, чтобы он отказывался от чего-то хорошего. И когда мы говорим о чем-то хорошем, то мы имеем в виду то, что является хорошим в глазах Бога. Например, многие люди, любящие выпивать спиртное с друзьями или знакомыми, смотрят на такие моменты в жизни как на нечто приятное и хорошее. Писания же учат, что употребление спиртного ради удовольствия является грехом (Прит. 23:29-35), а, следовательно, христианин должен от этого отказаться. Поверьте, отказавшись от употребления алкоголя в своей жизни, христианин ничего хорошего не теряет, но получает неизмеримо больше.
Павел писал христианам: "Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности" (Рим. 6:12,13). Другими словами, мы должны использовать свои тела на служение Богу, а не для того, чтобы удовлетворять свои греховные желания. От кого же это зависит, кому человек будет служить? "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1,2). Очевидно, что сам человек решает для себя, как он будет использовать то, чем Господь одарил каждого.
Необходимо уметь сдерживать свои эмоции: "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев" (Иак. 1:19). Почему нельзя позволять гневу захватить нас или выйти наружу? "ибо гнев человека не творит правды Божией" (20). Всем нам надо учиться управлять своими чувствами, чтобы мы контролировали их, а не они нас. Умение сдерживать свои эмоции говорит и о мудрости человека: "Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его" (Прит. 29:11).
Общеизвестно, что большой проблемой для многих людей, как христиан, так и неверующих, является умение сдерживать свой язык. Представьте себе цирк, диких зверей, дрессировщиков. Зрители немало восхищаются смелостью дрессировщика и его умением управлять дикими животными. Чтобы добиться успеха с дикими зверями, необходимо много потрудиться. А чтобы укротить язык, надо приложить гораздо больше усилий. Хотя при этом Иаков отмечает: "Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда" (Иак. 3:7,8). То есть, если вы сумеете приручить животное, то оно останется ручным до конца своей жизни. А язык, который так и норовит выскочить из под вашей власти, всегда надо держать “в узде”. Сколько бед и горя принесли языки, которых не сумели удержать!
А как можно назвать человека, который всё же смог укротить свой язык и контролирует его? "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело" (Иак. 3:1,2). Тот человек называется совершенным, которому нетрудно направлять и всё тело. Притчи называют такого человека разумным: "При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен" (10:19). Если же человек не может контролировать своего языка, то этот человек не может быть и угодным Богу. "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие" (Иак. 1:26). Да, такой человек может быть религиозным, но угодным Богу – нет.
Если у человека есть цель, то он готов сдерживать себя, отказываться от некоторых вещей, чтобы добиться какой-то вершины. Особенно это хорошо видно на примере спорта. Вот что делали спортсмены в древнем Коринфе, иллюстрацию о которых использует Павел, говоря о христианском поприще, которое необходимо пройти каждому дитю Божьему. “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного” (1 Кор. 9:24,25). Если спортсмены желают и могут воздерживаться от многого, чтобы получить временную победу и материальную награду, то тем более христиане должны уметь контролировать себя, чтобы стать участниками вечной жизни на небесах! В этом случае Павел является для нас прекрасным примером. Он заявляет: “И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор. 9:26,27).
Что же происходило с теми, которые не желали воздерживаться, а шли на поводу у своих желаний? Давайте внимательно прочтем отрывок из 1 послания к Коринфянам 10:1-11. “Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков”. Все иудеи имели благословения от Бога (1-4). Но многие (ибо только Иисус Навин и Халев из воинов вошли в землю обетованную) были поражены (5), похотливы (6), идолопоклонники (7), блудники (8), искушали Христа (9), роптали (10). Это пример нам в том, какими мы не должны быть, и то, что ожидает нас, если не сможем усмирить своих желаний и свое тело (11). Подумайте об этом серьезно, не похожи ли мы на тех израильтян?
Итак, воздержание – это плод Духа. А как христианин может приносить этот плод? Прочтем Гал. 5:16: “Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти”. Не исполнять греховных желаний плоти, поступать по Духу (повиноваться написанному в Библии) – значит приносить плод Духа. Обратите внимание, что Павел говорит о плоде Духа, а не плодах Духа. "Плод же духа любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22,23).. Это один плод, включающий в себя девять элементов, без которых плод не будет совершенным.
Бог желает видеть все эти качества в каждом Своём дите. Сравните этот плод с делами плоти (Гал. 5:19-21), и вы воистину увидите ценность христианского характера.
Чтобы приносить этот плод, христиане должны выполнить некоторые требования. “Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал. 5:24). Недостаточно оставить грех, но надо и отказаться от греховных желаний, чтобы не вернуться к греховной практике. “Если мы живем духом, то по духу и поступать должны” (5:25). Если наша цель жить согласно учению, данному Святым Духом, то мы и должны действовать соответственно. “Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать” (5:26). Если заявляем, что живем по Духу, то должны быть последовательными и не делать вышеперечисленных грехов.
Дай Бог каждому из нас понимать, что такое плод Духа, ценить его и делать всё возможное, чтобы приносить его Богу, тем самым прославляя нашего небесного Отца (Иоан. 15:8).
Александр Зотов