Мир вам и дому вашему
Поиск по сайту:
Плод Духа (4) 31.01.2009
[ Плод духа | Христианство ]

Плод Духа (4)

Предыдущая часть К началу статьи Продолжение

"Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния ... Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мат. 3:7,8,10). Слова Иоанна Крестителя звучат резко, но он прав, ибо, если нет покаяния, нет доброго плода, которого ожидает Бог от каждого человека.

Когда мы становимся христианами, мы должны приносить достойные плоды покаяния. А это плод Духа: “любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22,23).

Плод – долготерпение

Имея радость в Господе и мир с Богом, мы будем иметь и великое терпение, и доброе отношение к людям. "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил. 4:4-7).

Долготерпение помогает нам преодолевать трудности и потери без раздражения. Вот какое определение дает лексиколог греческого языка Тейер слову "долготерпение" – “терпеть, не падать духом, преодолевать терпеливо и смело неприятности и трудности; быть терпеливым, перенося оскорбления и нападки со стороны других; быть мягким и быть медленным на отмщение; медленным на гнев, медленным на наказание”.

Бог всегда был долготерпелив к людям. "И прошел Господь пред лицем его (Моисея) и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода" (Исх. 34:6,7). Иеремия говорил о долготерпении Господа следующее: "О, Господи! Ты знаешь все; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание" (Иер. 15:15).

Апостол Павел писал о долготерпении Бога в свете будущего суда: "Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его" (Рим. 2:1-6).

Петр писал, что Господь сдерживает Свои обещания, но исполнение обещаний может задерживаться из-за долготерпения Творца к Своему творению: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9). Сейчас Бог терпит, как и во дни перед потопом: "некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" (1 Пет. 3:20). Но и у Бога есть конец терпению (всемирный потоп, Содом и Гоморра, наказания нечестивых в истории человечества). Не забывайте, что в конце времени Бог наградит Своих верных детей и накажет непокорных: "в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" (2 Фес. 1:8,9).

Как дети Божии, христиане должны подражать отцу небесному и также быть долготерпеливыми: "Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью" (Ефес. 4:1,2). Христианам в Колоссах Павел писал: "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете" (Кол. 1:9-12).

Всегда ли мы долготерпеливы друг ко другу, всегда ли без ропота встречаем трудности? Или будем раздувать огонь непонимания и вражды? Итак, долготерпение – это плод, которого Бог ожидает от каждого из нас, плод Духа. Этому надо учиться у Бога и других христиан. Давайте последуем повелению от Бога: "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы" (Кол. 3:12,13).

Плод – благость, милосердие

Плоды, как благость (в русском синодальном переводе написано "благодать", что неверно отражает значение греческого слова) и милосердие, давайте рассмотрим вместе. Эти два греческих слова очень близки по значению (а в русском переводе они часто встречаются как слово доброта). Хрестóтес (χρηστότης) указывает на то, что является правильным, праведным; доброта сердца или действия. Это слово указывает не просто на доброту, как качество, но доброту в действии, проявляющуюся в поступках. Агасосюней (αγαθωσύνη) – доброта, как моральное качество. Агасосюней, в отличие от хрестóтес, может включать в себя более строгие качества, которые используются не обязательно мягкой форме или тихо. Примером этому может послужить очищение храма Иисусом: “И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников” (Мат 21:12,13).

Долготерпение – это пассивное качество, а благость (доброта) – активное. Доброта воздает добром за добро, но на этом она не останавливается. Она воздает благословением на проклятие, добром за зло. Павел написал: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:20,21).

Доброта должна быть неотъемлемым качеством христианина. Ибо Отец наш добр ко всем: "да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мат. 5:45). Лук. 6:35: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым". Высшая степень благости Божией проявилась в Евангелии, данном людям: “Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни” (Тит. 3:4-7).

Нельзя забывать, что Бог не только благ, но строг и справедлив. Многие только и желают видеть благость и долготерпение Божие, заявляя, что Бог не может наказывать, и что не будет вечного наказания. Да, это удобная теория, но вот что говорят Писания: "Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен" (Рим. 11:22).

Дух Святой увещевает устами Павла: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Ефес. 4:31,32). Эти слова вполне соответствуют "золотому правилу" Иисуса: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мат. 7:12).

Быть добрым не означает вседозволенности. Благость требует того, чтобы мы противостояли злу и ошибке. Господь противостоял ошибкам и греху. Бог Отец сказал о Сыне: "престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие..." (Евр. 1:8,9). Иногда Иисус публично обвинял нечестивых, называя имена: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мат. 23:23). Так и христиане должны стоять за добро, защищая Евангелие. Иуда призывает в своем послании защищать вероучение Христово: "Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым". Но, защищая благовествование, нельзя выходить за рамки, определенные Всевышним. Мы должны ненавидеть грех, но быть терпеливыми и добрыми к людям: "Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи" (Пс. 118:104).

Когда мы говорим о добре, то необходимо понимать, что нельзя говорить о добре вообще, если нет абсолютного стандарта, то есть того, с чем бы мы могли сравнить какой-то поступок или действие. Такой стандарт для добра устанавливается в святых Писаниях: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:16,17). На каком основании можно называть поступок или действие добрым или плохим? На основании учения Бога, записанного в Библии. Прочтите слова из притчи и подумайте, почему раб назван добрым? Мат. 25:21: "Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Добро – исполнять волю Бога, поэтому даже если человек и является высокоморальным (с точки зрения большинства людей) человеком, но не является христианином, то он не может быть добрым в библейском смысле (он пребывает во грехе, то есть является преступником, и заслуживает наказания).

Будем ли мы добрыми в библейском понимании доброты, или будем делать вид благодетелей, допуская распространяться злу и греху? Смог бы апостол Павел сказать и о нас то, что сказал о христианах в Риме? "И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга" (Рим. 15:14).

Что бы ни происходило в нашей жизни, мы всегда должны стремиться быть верными Богу, принося плод, достойный покаяния. Гал. 6:7-10: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере".

Предыдущая часть К началу статьи Продолжение

Александр Зотов


  << Вернуться

1526509 (+253)
35
4
21, 10
(С) 2018, Церковь Христа (Христова) г. Киев.
Комментарии, замечания, пожелания и предложения адресуйте нашему вебмастеру