Божество Иисуса в послании к Колоссянам (7)
- Евангелие (Божие – Христово)
Текст: «Слово Христово да вселяется в вас обильно со всякою премудростью…» (Кол.3:16).
Суть этой статьи заключается в том, чтобы рассмотреть, как в Библии показано равенство Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа в авторстве истины. То, что мы сегодня держим в руках как Библию, когда-то было сообщено Богом через откровение, и это сообщение характеризуется разными наименованиями, такими как: 1) слово Божие (1 Фес. 2:13); слово Христово (Кол. 3:16); 2) евангелие Божье (2 Кор. 11:7); евангелие Христово (2 Кор. 9:13). Еще оно же называется пророческим словом (2 Пет. 1:19), (Мал. 1:1); здравым учением (2 Тим. 1:13); благовествованием Христовым (Рим. 1:16); истиной (Иоан. 8:32; Иоан. 17:17); откровением (Исх. 25:21; Откр. 1:1); тайной Христовой (Кол. 4:3) и другими словами. Все вышеперечисленные выражения показывают, что сообщение, которое стоит за ними, обладает божественным достоинством, ибо оно передает Божью волю. Если мы решим вопрос авторства, т.е. от кого первоначально исходит это сообщение, то такое решение укажет нам на автора как на Божество. Кто же является автором истины, записанной в Библии? Ряд метафор позволяет нам увидеть следующее: 1) это, несомненно, Отец Небесный, записано: «а Господь Бог есть истина» (Иер. 10:10); 2) это Святой Дух, «потому что Дух есть истина» (1 Иоан. 5:6); 3) это Иисус Христос, потому что Он Сам о Себе заявляет: «Я есмь… истина» (Иоан. 14:6). Эти три отрывка ясно показывают, кто автор.
Из-за того, что в Библии есть не только случаи прямого откровения Небесного Отца Божьим пророкам, но и ситуации, в которых показана посредническая роль Иисуса Христа, некоторые люди хотят видеть в Нем только посредника в передаче истины, но не автора. Конечно, и нам следует обращать внимание на такие отрывки, чтобы лучше понимать роль и миссию Христа. Вот слова Иисуса об этой важной работе: «…и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Иоан. 8:26). «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им…» (Иоан. 17:8). «Я передал им слово Твое…» (Иоан. 17:14). «Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). «…Мое учение – не Мое, но пославшего Меня» (Иоан. 7:17). Может сложиться впечатление, что Иисус не автор истины, а лишь посредник в передаче сообщения, как Моисей, пророки и апостолы. Но следует признать, что, говоря вот так, Иисус не отказывается от авторства истины, а хочет помочь людям, чтобы они поняли, что учение, которое Он им передает, от Бога, и они должны принять его.
Добросовестный читатель Библии может увидеть, что Иисус по праву является автором Божьего слова, Он не только посредник в передаче сообщения, как Моисей, пророки или апостолы, но Тот, Кто производит истину. Написано: «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан. 1:17). О Моисее говорится, как о том, через кого передано сообщение, об Иисусе же сказано – Он Тот, от Кого это произошло.
Общий принцип, который указывает на то, какая связь Отца с Сыном по отношению ко всему: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Иоан. 17:10), говорит очень ясно, что Иисус не может не быть автором истины. В пророках древности говорил Дух Христов, когда предсказывал им страдания Иисуса и последующую за ними славу (1 Пет. 1:11). Когда «увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), то мы находим, что Христос в этой духовной темнице до истребления всего потопом проповедовал через Ноя (1 Пет. 3:19,20). Иначе говоря, еще до прихода в человеческом облике на землю Иисус Христос был Тем, Кто наравне с Отцом Небесным давал людям откровение истины, источником которой Он является, и наравне с Отцом осуществлял божественные планы. Вот один из замечательных отрывков, который подтверждает вышесказанное лучшим образом: Исаия 48:1-16. Пожалуйста, изучите его внимательно. С 1-го по 15-й стихи говорится о ком-то, кого без сомнения с радостью можно назвать Иеговой, потому что Он Сам о Себе заявляет: «…славы Моей не дам иному. Послушай Меня Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе» (Ис. 48:11-13). И стих из Исаии 48:16 – это сюрприз для многих, который ясно помогает увидеть, что тот, кто описан в стихах выше как Иегова, в действительности – это Иисус (СЛОВО ДО ВОПЛОЩЕНИЯ), ибо Он здесь же Сам о Себе говорит: «Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». По сути, по качествам равенство Христа, Отца и Святого Духа в троице очевидно. И этот же отрывок ясно показывает, что Иисус является автором истины и пророческих откровений, к чему и сводится суть этой статьи.
Власть, с которой здесь Иисус обращается к нации евреев, говорит о том, что Он выражает по отношению к народу лично свою волю, которая, конечно же, находится в гармонии с волей Отца и Святого Духа. Однако же, по манере речи явно Он говорит от Своего имени ту истину, источником которой Сам и является: «Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось. Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой - медный; поэтому и объявлял тебе задолго, прежде, нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: `идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть'. Ты слышал, - посмотри на все это! и неужели вы не признаете этого? А ныне Я возвещаю тебе новое и сокровенное, и ты не знал этого. Оно произошло ныне, а не задолго и не за день, и ты не слыхал о том, чтобы ты не сказал: `вот! я знал это'. Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником» (Ис. 48:3-8).
Итак Иисус – автор истины или Тот, благодаря Которому слова истины появились и переданы людям (учитывайте, таким заключением вовсе не преуменьшается роль Отца и Святого Духа). Поэтому Петр в 1 Петра 4:17 благую весть о спасении называет евангелием Божьим, Павел в послании к Римлянам 1:1 называет его благовествованием Божьим, и это же сообщение в послании к Римлянам 1:16 Павел называет благовествованием Христовым, во 2 Коринфянам 9:13 – евангелием Христовым, и в послании к Колоссянам 3:16 это же сообщение называется словом Христовым, указывая или выделяя его принадлежность Христу и подчеркивая таким способом божество Иисуса, ибо только Бог устанавливает правила для веры и изначально определяет, что является добром и злом.
Заключение
Здесь в этих статьях сравниваются особые уникальные по исполнению и последствиям дела Бога Отца и Иисуса Христа, - оценивается в сравнении их роль с тем, чтобы выделить качества Иисуса как Божества; с тем, чтобы отметить, как Павел отразил Божественность Христа в послании Колоссянам.
Возможно, кто-то укажет: делать заключение, что Иисус – это Бог, только потому, что между Ним и Отцом есть в чем-то схожесть, это не разумно. При этом может быть предложен ряд утверждений с последующим вопросом, например: Бог говорит, и я говорю, так что же я – Бог? Бог смотрит, и я смотрю, разве из-за этого я – Бог? Бог мыслит, и я мыслю, Бог делает, и я делаю, Бог дает жизнь, и я даю жизнь, так что же, из-за этого я являюсь Богом? Конечно, такое сравнение Бога с человеком никак не может говорить в пользу того, что люди – это боги. Ибо о силе и власти Божьего слова сказано: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1:37) и «Слово Господне пребывает ввек» (1 Пет. 1:25). Но со словами людей не так. Аналогично с тем, как Бог мыслит, и как мыслят люди. В книге Исаии 55:8 записано: «Мои мысли – не ваши мысли…». По поводу того, как Бог смотрит или видит, Он сам сказал Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Но Иисус знал, что в сердце человека (Иоан. 2:25). Если сравнивать то, что сделано Богом и делается человеком, совершенно очевидно есть то, чего люди не могут, но для Бога нет ничего невозможного (кроме греха).
Уникальные дела Иисуса и идентичность по качествам с Отцом говорят о Его Божестве. Но вот кто-то скажет: «если сходство в чем-то между Отцом и Христом указывает на Божество Иисуса, то различия в таком случае должны доказывать, что Христос не Бог. Нет! Дело в том, что различия подчеркивают, что это две разные личности единого Божества, у каждой из которых своя роль, но действуют они как Божество в полном единстве.
Чтобы вспомнить, как показано Божество Иисуса в послании Колоссянам давайте еще раз назовем заглавия этих статей: 1) благодать (от Отца и Христа), 2) мир (от Отца и Христа), 3) вера (в Бога и Христа), 4) служение (Отцу и Христу), 5) рабы (Бога и Христа), 6) царствие (Божье, Христово), 7) Иисус – Бог, не имеющий начала, 8) вся полнота Божества во Христе, 9) церковь (Бога и Христа), 10) Христос в нас = Бог в нас, 11) тайна (Бога и Христа), 12) Христос является всезнающим, 13) жить по учению Христа = быть с Богом, 14) Христос - глава всякого начальства и власти, 15) обрезание Христово, 16) Христос простил нас, 17) Иисус – законодатель в религии, 18) Христос дает жизнь, 19) евангелие (Божье, Христово).
Анатолий Шкрябин