Божество Иисуса в послании к Колоссянам (6)
- Как связаны Христос и жизнь человека
Текст: «Когда же явится Христос, жизнь ваша…» (Кол. 3:4).
- «Я есмь… жизнь»
Заявляя о себе «Я есмь… жизнь» (Иоан. 14:6), Иисус таким образом провозгласил, что без Его желания жизни не было бы, но благодаря Его планам и действиям она появилась. В этом стихе в первую очередь подразумевается жизнь духовная, но как насчет жизни физической?
Поскольку Иисус участвовал в сотворении всего («ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано», Кол. 1:16; «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», Иоан. 1:1-4), то Он тот, Который дал жизнь всему. Этим утверждением не преуменьшается роль и власть Небесного Отца и Святого Духа, но акцентируется на божественности Христа. Благодаря Ему в физическом мире появилось все живое со способностью воспроизводить себя по роду своему. И Он не был инструментом, посредством которого Бог все сотворил. Но Он является Божеством, создавшим жизнь вместе с Отцом и Святым Духом.
Кто-то, может быть, скажет: однажды я спас жизнь большому числу людей в военной операции; или моя кровь при переливании дала жизнь многим людям; или много людей появилось на свет только потому, что именно я принимал участие в их зачатии и т.д. Так что же, после этого меня можно считать Богом? Или я из-за этого действительно являюсь Богом?
Дело в том, что сравнивать роль Иисуса Христа и роль любого человека относительно происхождения жизни с целью приравнять сотворенного человека к Божеству будет ошибкой, ибо об Иисусе Иоанн записал: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть».
Люди же способны давать жизнь или на какое-то время продлевать ее, потому что такими качествами их наделил Иисус, но во всем этом другой смысл и другое значение, а именно, - продление уже существующего рода и продление в пределах возможного уже существующей жизни. Первоначальная же причина жизни – это Иисус Христос, что и указывает на Его божество и вечное существование. Он является источником жизни, который существовал всегда.
- «Я есмь воскресение» (Иоан. 11:25)
Христос владеет тайной механизма и божественной способностью возвращать умерших к жизни. Это продемонстрировано в новозаветной истории, когда Он воскрешал людей, которые были физически мертвы (Лазаря, Иоан. 11; дочь Иаира, начальника синагоги, Марк 5; сына вдовы в Наине, Лук. 7).
Более того, воскрешение умерших Небесным Отцом будет совершаться при участии Иисуса: «Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2 Кор. 4:14), и здесь Христос будет не в роли наблюдателя, а тем, Кем это воскрешение будет совершаться. Когда-то Иисус Христос воскресит наши тела, дав им новое качество для жизни вечной.
- Петр сказал Иисусу: «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6:68)
И эти слова означают, что Иисус является божественным автором истины, принимая которую, человек получает прощение грехов и становится наследником вечной духовной жизни. Иначе говоря, Своим учением или Своими словами Иисус дает человеку иметь жизнь вечную. Вечная духовная жизнь – это подарок Иисуса людям, желающим иметь эту жизнь через послушание слову Христа. Люди получают духовную жизнь, становясь новым творением при крещении, и жизнь вечную с Богом в небесах после смерти. И все это не обходится без Иисуса. В этом случае Он – та сторона, без которой ничего этого не было бы.
- Смерть и воскресение Христа дают вечную духовную жизнь
Справедливость Божия требует смерти за грех (Рим. 6:23). По этому Божьему закону все люди должны были бы быть отделенными от Господа за свою вину. Бог запланировал совершенную жертву за все человечество, и Иисус умер вместо нас, чтобы нам иметь вечную жизнь. Смерть Христа освобождает детей Божьих всех поколений от проклятия греха: «И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).
Но и воскресение Иисуса по замыслу Божьему имеет роль спасающей силы. Библия нигде не содержит намек на то, чтобы смертью или воскресением какого-либо сотворенного существа люди имели бы возможность получить спасение и жизнь вечную. Но Христос – это Тот, благодаря воскресению Которого все послушные Богу получают жизнь вечную, потому что написано, что Он воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25), и в 1 Петра 3:21 сказано, что крещение «нас… спасает воскресением Иисуса Христа».
Подытожим роль смерти и воскресения Иисуса для духовной жизни человека словами Павла из 2 Коринфянам 5:15: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Ту же идею христианам Рима Павел выразил другими словами: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9).
- Вера во Христа и единство с Ним дают человеку духовную жизнь
Если учесть, что, веруя во Христа, Сына Божия, мы имеем жизнь (1 Иоан. 5:13; Иоан. 3:16), и, сохраняя духовное единство с Иисусом, мы имеем жизнь (1 Иоан. 5:12), и дар Божий – это жизнь вечная во Христе Иисусе (Рим. 6:23), то отрывок из послания к Колоссянам 3:3 словами «…и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» говорит об исключительном положении Христа. Здесь Павел показывает божественность Иисуса, подразумевая, что Христос – это личность, которая предлагает духовную жизнь и руководит духовной жизнью.
Человек получает прощение грехов, спасение и жизнь вечную, если совершает: 1) исповедание Иисуса Господом (Рим. 10:9,10); 2) крещение во Христа (Рим. 6:3,4; Деян. 2:38).
Пребывая в Церкви Христовой – теле Господнем, человек имеет духовную жизнь и спасение (Деян. 2:47; Ефес. 5:23).
Мы имеем прощение грехов и жизнь вечную через Христа: 1) в момент обращения в веру евангельскую (Деян. 16:31); 2) в момент покаяния, когда как христиане согрешаем (1 Иоан. 1:7,9); 3) в день суда, когда навсегда воссоединимся с Богом (2 Фес. 1:5-10).
Все, перечисленное выше, показывает как связаны Иисус, жизнь вечная и человек.
Вывод: В книге Деяний 3:15 Иисус назван начальником жизни. Неужели такое выражение, как начальник жизни правомерно отнести к кому-либо из сотворенных существ? Ведь это означало бы, что это существо в таком случае создало не только все живое, но и себя самого.
Начальником абсолютно всей жизни может быть только Бог, поэтому, написав об Иисусе: «Когда же явится Христос, жизнь ваша», Павел таким способом подчеркнул Его божественность.
Когда мы оцениваем, как связаны Иисус и жизнь человека физическая и духовная, остается только признать, что Христос – Бог.
Анатолий Шкрябин