Божество Иисуса в послании к Колоссянам (5)
- Обрезание Христово
Текст: «В Нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым…» (Кол. 2:11-13).
Многообразие способов, какими показана особая роль Христа, поражает и вынуждает видеть в Нем не просто самый уникальный персонаж в Библии, но Божество. Перед нами очередной отрывок, который показывает Христа Богом.
Известно, что в Ветхом Завете обрезание, заповеданное евреям, было знамением завета между этими людьми и Богом. Фактически, это был договор между людьми этой нации и Небесным Отцом, скрепленный обрезанием, как знаком, подтверждающим этот завет. «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:9-14).
Исполняя этот договор, установленный Небесным Отцом, евреи становились народом Божьим. Сегодня народ Божий – это христиане. Теперь каждый человек становится дитем Божьим, исполнив Господни постановления об установлении мирных отношений и духовном единстве с Богом. И здесь, в нашем тексте, акт этого установления называется обрезанием Христовым и указывает на момент установления правильных отношений с Небесным Отцом, когда мы, погребенные в водном крещении, воскресаем духовно, прощенные в грехах.
Ветхозаветное обрезание и новозаветное обрезание содержат в себе идею подобия: в обоих случаях человек становится Божьим дитем, но там это названо Божьим Заветом, а здесь обрезанием Христовым. Термин “обрезание Христово” (Кол. 2:11) по результату равнозначен выражению “Завет Мой” (Быт. 17:10), когда об этом говорит Бог.
Итак, перед нами еще один способ, который показывает Божество Иисуса. Каким образом? 1) Есть то, что Иисус сделал; 2) есть то, что Иисус заповедал; 3) мы, повинуясь Его учению, становимся людьми Божьими, что в данном отрывке называется обрезанием Христовым. Ясно, что все это не происходит без участия Отца и Святого Духа, но мы сейчас оцениваем божественную роль Иисуса Христа.
- Христос простил нас
Текст: «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13).
Прощение человека человеком сравнивается с образцом, где рассматривается ситуация прощения людей Христом. То есть, как Христос простил нас, так и мы должны прощать друг друга. Подумайте об этой ситуации, что дает человеку прощение Христа? То же, что и прощение Отца (Кол. 2:13). То, что результат действительно тот же, можно понять из подобной ситуации, описанной в евангелии от Матфея 6:14, где сказано: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Ясно, что это не единственное условие для получения прощения грехов, но такое же обязательное, как и другие условия. В евангелии от Матфея 6:14 показана роль Отца в прощении грехов; в послании к Колоссянам 3:13 показана в подобной ситуации роль Христа касательно прощения людей; если соотнести это с евангелием от Марка 2:10, где Иисус говорит о том, что имеет власть прощать грехи, то становится ясным, что Его власть или права божественны. Почему? Если человек человеку что-то простит, но этого же не простит ему Бог, результат в день суда будет печальный. Но можете ли вы себе представить ситуацию, когда Христос простил человеку грех, и этот же грех не прощает человеку Отец Небесный? Очевидно, прощение греха проявляет равенство прав и власти Отца и Христа.
- Иисус – законодатель в религии
Текст: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14).
В этом случае Христос показан как законодатель веры евангельской. В мировых религиях народов обычно боги говорят о том, во что люди должны верить и о мировом порядке.
В послании к Колоссянам 2:14, если говорить не о Том, Кто умирал на кресте, но о Том, Кто истребил рукописание и пригвоздил его ко кресту, то с учетом грамматики правомерно относить это и к Отцу и ко Христу.
В вере правила устанавливает Бог. Когда Он давал евреям закон у горы Синай, в нем учитывались положения веры и нормы поведения. Аналогично и в Новом завете: Бог определяет, во что человеку верить, чтобы эта вера была правильной, а также Он показывает, что является добром и злом в Его глазах.
Роль Христа в этом не второстепенна, он показан как власть имеющий отменять и давать Закон Божий, который в послании к Галатам 6:2 называется Законом Христовым. И если бы кто-то не захотел признать божественную роль Христа как законодателя в религии, полагая, что слова в Колоссянам 2:14 относятся только к Отцу, то отрывок в послании к Ефесянам 2:15 ясно показывает подобными словами власть и право Христа как законодателя, устанавливающего закон для веры («Упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением…»).
Бог решает, какою должна быть вера людей, и во что мы должны верить, но отрывки из Колоссянам 2:14 и Ефесянам 2:15 показывают, что Христос один закон отменяет, а другой устанавливает, тот закон, который в Галатам 6:2 называется Его именем. В 1 послании Коринфянам 9:21 Павел говорит, что он подзаконен Христу, Иаков в стихе 2:12 пишет: «так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы», и под этими словами здесь подразумевается евангелие Иисуса.
Вывод: Поскольку Иисус устанавливает правила для веры – Его роль, власть и право божественны, хотя мы не упускаем из виду, что все совершаемое Им творилось по воле Отца.
Анатолий Шкрябин