О соблазнах (3)
В русских сказках
герой один раз в жизни находит каменную
плиту с указанием выбора из трех
направлений. Если выбрал удачно, то всю
дальнейшую жизнь он будет жить, как сыр
в масле кататься. Но в реальной жизни
дела обстоят по-другому. Вариантов
выбора обычно два: смирение или грех. И
подобная альтернатива будет встречаться
не один раз, а весьма часто. Соблазны
были, есть и будут. И люди в них подвергаются
искушению и грешат, и грешат...
От испытаний никто
не защищен, и никто не имеет гарантии,
что испытаний и соблазнов у него не
будет. Мирской человек не хочет об этом
думать. Это есть вся его гарантия. Но
это позиция духовного младенца. Младенец
живет сиюминутными желаниями и о будущем
не думает. Духовный младенец это тот, у
кого в душе бушуют всевозможные негативные
страсти, кто движим этими страстями, и
кто о будущем не думает.
Человек согрешает
и получает от Господа наказание. Бог
смиряет упорствующего грешника. Но, как
правило, Божье наказание – это очередное
испытание, очередной соблазн. И если
согрешил снова, то снова соблазн.
Порождает эту цепь испытаний сам человек,
порождает сам для себя. И прервать её
может сам. Хотя совсем избежать Божьего
участия в своей жизни человек не сможет,
не сможет и праведник, о чем свидетельствует
история страданий Иова.
Люди грешат в
испытаниях потому, что не знают, что
такое грех во всех его проявлениях. Если
же знают, то относятся к нему с благодушием:
“Да что я такого делаю?” Могут понимать,
что грех опасен и, тем не менее, продолжать
грешить. Люди могут пытаться бороться
с грехом, но безрезультатно – не хватает
духовных сил.
Можно ли сформировать
сильную христианскую натуру? Я не хочу
предлагать инструкцию, как детально
идти по этому пути. Но предлагаю позицию,
на которой должен стоять верный Богу
человек. Позиция формируется на основании
следующего взгляда: “Человек трудится
над своей душой вместе с Господом”.
Бог воспитывает
человека. Это Личность, которая не имеет
ни в чем ни начала, ни конца, находит
время и внимание для такой букашки как
я. За это я Её должен благодарить и
славить при любых обстоятельствах. При
любых обстоятельствах должен подчиняться
Господу. Если
я оцениваю обстоятельства, в которых
нахожусь, как бедствие, то бедствием
они для меня и будут. Если же я оцениваю
обстоятельства как продуктивную
воспитательную работу Господа, то она
такой и будет. И я получу только пользу.
Человек
действует. Есть два основных способа
действия для взросления: ученичество
и молитвы. Чтение Библии, общение,
размышление, назидание. Все это
обеспечивает мотивацию моего богоугодного
поведения. В отклик на молитвы и посты
Бог обеспечивает христианина духовной
силой: "Будьте
постоянны в молитве, бодрствуя в ней с
благодарением" (Кол.
4:2).
Вспоминать Бога и молить надо же искренне
с верой и доверием, а не на авось: “Авось
получится что-нибудь хорошее”. Молиться
не формально и со свечками, а искренне
и со слезами. Молить так, как молили
слепые Иисуса: "Когда
Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое
слепых и кричали: помилуй нас, Иисус,
сын Давидов! Когда же Он пришел в дом,
слепые приступили к Нему. И говорит им
Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?
Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он
коснулся глаз их и сказал: по вере вашей
да будет вам" (Мат.
9:27-29).
Как проверить себя
- расту ли я духовно или нет? Проверяется
по тому, как я реагирую в минуты
преткновения. Услышав негативную
новость, вспоминаю ли о Боге и начинаю
ли молить Бога о помощи. Если вспоминаю,
то сразу или через час, или через день,
или вообще не вспоминаю. Могу ли я
выстоять в молитве и вытерпеть, не
согрешив? Обычно сразу успокаиваюсь,
или как получится, или вообще не могу
успокоиться.
И
еще раз один из сильнейших уроков
смирения и доверия Богу в час соблазна.
Книга Иова девятнадцатая глава. Вот
обстоятельства Иова. «Покинули
меня близкие мои, и знакомые мои забыли
меня. Пришлые в доме моем и служанки мои
чужим считают меня; посторонним стал я
в глазах их. Зову слугу моего, и он не
откликается; устами моими я должен
умолять его. Дыхание мое опротивело
жене моей, и я должен умолять ее ради
детей чрева моего. Даже малые дети
презирают меня: поднимаюсь, и они
издеваются надо мною. Гнушаются мною
все наперсники мои, и те, которых я любил,
обратились против меня. Кости мои
прилипли к коже моей и плоти моей, и я
остался только с кожею около зубов моих»
(19:14-20).
А вот состояние
души Иова. «А
я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний
день восставит из праха распадающуюся
кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.
Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза
другого, увидят Его. Истаевает сердце
мое в груди моей!»
(19:25-27).
Бороться
нужно и можно. Можно найти духовные силы
для того, чтобы побеждать грех. Победители
были: "...в
бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
под ударами, в темницах, в изгнаниях, в
трудах, в бдениях, в постах" (2
Кор. 6:4,5),
- но - "...В
чистоте, в благоразумии, в великодушии,
в благости, в Духе Святом, в нелицемерной
любви, в слове истины, в силе Божией, с
оружием правды в правой и левой руке, в
чести и бесчестии, при порицаниях и
похвалах: нас почитают обманщиками, но
мы верны"
(2 Кор. 6:6-8);
- есть и будут.
И вот еще
правильная позиция Божьего человека в
часы стеснения и гонений: Книга пророка
Аввакума третья глава. «Я
услышал, и вострепетала внутренность
моя; при вести о сем задрожали губы мои,
боль проникла в кости мои, и колеблется
место подо мною; а я должен быть спокоен
в день бедствия, когда придет на народ
мой грабитель его. Хотя бы не расцвела
смоковница и не было плода на виноградных
лозах, и маслина изменила, и нива не дала
пищи, хотя бы не стало овец в загоне и
рогатого скота в стойлах, - но и тогда я
буду радоваться о Господе и веселиться
о Боге спасения моего. Господь Бог - сила
моя: Он сделает ноги мои как у оленя и
на высоты мои возведет меня!»
(3:16-19).
Иисус говорит
Своим ученикам, что они в жизни и служении
будут иметь скорбь(притеснение, гнет):
"Сие
сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир.
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь:
Я победил мир"
(Иоан. 16:33).
Но говорит и ещё нечто. Иисус говорит
ученикам: “Мужайтесь”. Так же и вы,
братья и сестры, в минуты преткновений
и соблазнов мужайтесь.
Валерий Колесник