О неправильном понимании греха (3)
В наших прошлых статьях мы говорили, что люди зачастую имеют неправильное представление о грехе. Таких неправильных взглядов на грех, к сожалению, предостаточно. Давайте рассмотрим ещё несколько неправильных взглядов, чтобы, при возможности, помочь найти истину тем, у кого такие взгляды имеются.
Не грешен потому, что не убиваю (или не обманываю) и т.д.
Часто люди пытаются себя оправдать, утверждая, что они не грешат, что они не воруют, не убивают и т.п. При этом перечисляют некоторые из заповедей входящих в десятисловие (десять заповедей, записанных на каменных скрижалях). Они полагают, что этого достаточно для того, чтобы быть праведным перед Богом.
1. Втор. 5:7: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим».
2. Втор. 5:8: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
3. Втор. 5:11: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».
4. Втор. 5:12: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».
5. Втор .5:16: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
6. Втор. 5:17: «Не убивай».
7. Втор. 5:18: «Не прелюбодействуй».
8. Втор. 5:19: «Не кради».
9. Втор. 5:20: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
10. Втор. 5:21: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего».
Но, как правило, крайне редко встречается такой человек, кто может перечислить все десять заповедей. А уже нет речи о том, чтобы их исполнить правильно. Люди также не понимают, что это заповеди Ветхого Завета, а Новый Завет требует несколько иного понимания того, как человек должен повиноваться Богу. Но для таких людей самое ужасное то, что они не понимают своей неизбежной и безусловной греховности. Даже если они и попытаются исполнять заповеди Ветхого Завета, то, все равно, их невозможно исполнить. Для начала надо быть евреем. Надо также приходить три раза в Иерусалим в храм на поклонение. Нарушение этого требования – такой же грех, как и нарушение одной из 10 “главных” заповедей.
Если же хоть раз не выполнено требование посещения храма, то человек уже грешник навсегда: “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона” (Иак. 2:10,11). А ведь храма то нет. То есть, если человек намерен быть праведным, исполняя заповеди десятисловия, то ему следует помнить, что есть ещё много других заповедей, которые невозможно отделить от этих десяти. И их тоже следует исполнить, а это в настоящее время невозможно. Эти люди обречены быть грешниками.
И, самое главное, то, что люди, живущие по своим правилам, похожи на детей, которые сами для себя определили набор тех правил, которые надо исполнять, чтобы быть угодными родителям. Но, естественно, что родители имеют другое представление о том, как следует им повиноваться. Такие люди Богу не угодны: “Посему живущие по плоти Богу угодить не могут” (Рим. 8:8). Люди, движимые в своих делах своими собственными побуждениями, пусть даже весьма благочестивыми с мирской точки зрения, остаются плотскими людьми. Их нравственные принципы – это случайный набор правил. Эти правила они могли получить в семье. Семья могла быть благополучной. Правила частично могут совпадать с тем, что есть в учении Христа. Но, как правило, этот набор правил не полный с точки зрения учения. И ко всему, учение Христа требует постоянного внимания. Необходимо постоянно вникать в учение и изучать его. Это путь к совершенству личности. Мирской человек, даже самый благонамеренный, этого не делает.
Грешен потому, что не исполняю заповедей
Под этим подразумевают традиции, праздники и прочие ритуалы, установленные православной церковью или народными преданиями, например: праздник «Троицы», «чистый четверг» и многие другие. Например: “Я шила в воскресенье, и поэтому заболела”. Библия нас учит, что наше служение Богу должно быть в духе: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоан. 4:24). То есть мы признаем Бога нашим Повелителем, Господином и Отцом всегда и при любых обстоятельствах, а не только в определенные дни. От нас также не требуется каких-либо ритуальных действий: хождений с иконами, выстаивания в храме по 7-8 часов. Тем более не требуется делать ничего такого, что придумали люди – «отцы церкви», «святые мученики» или кто-то еще. В Новом Завете все требования, подобные этим, да и сам закон Моисея называются “буквой”: “Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит” (2 Кор. 3:6) и “Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Иоан. 6:63). И, что самое важное для христиан, наше поклонение Богу в истине состоит в том, чтобы мы не грешили.
Бог не разрешает нам самим придумывать способ поклонения Ему. Любой из этих способов будет Ему не угоден. А если бы Он посчитал важным для себя какое-либо поклонение, оно было бы описано в деталях так, как это делалось в законе Моисеевом.
Некоторые люди считают грехом неисполнение или нарушение православных постов. Христиане должны помнить следующее: “Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей” (Рим. 14:17). Господь всегда осуждал исполнение обрядов, придуманных людьми. Осуждал подмену Божьих заповедей человеческими традициями: "И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих” (Ис. 29:13).
Подобных традиций много, и они не имеют ничего общего с повиновением Богу. Скорее выполнение этих традиций есть неповиновение Богу. Как было у израильтян: “но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели” (Иер. 44:17). Поклонение Астарте, богине неба, было грехом перед Богом.
Как правило, никто не знает откуда происходят традиции, которых придерживаются люди в Украине или в других местах. Чаще всего традиции рождались от смешения языческих ритуалов с православием. В их основе лежит представление о славянских богах.
Вообще грешен, но сейчас я не грешу
Особый вид отношения к греху проявляется у некоторых людей. Человек часто сокрушается и кивает головой: “Все мы грешники”. Тем самым его взгляд совпадает с тем, что написано в Библии: “Потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23). Но стоит сказать этому человеку: “Вчера ты очень зло обругал соседку. Ты согрешил. Тебе надо покаяться перед Богом и извиниться перед соседкой”, и его взгляд становится колючим и злым. Он с раздражением шипит: “Что заслужила, то и получила. Я ее не обидел и ни в чем не согрешил”. И, таким образом, человек не признает ни одного из своих грехов ни в настоящем, ни в прошлом. Хотя и дальше будет лицемерно заявлять о том, что все мы, и он в том числе, грешники. Это особый вид фарисейской гордыни и тщеславия: “Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Иоан. 1:8).
Пример: одинокая женщина живет в четырехкомнатной квартире, заставленной хорошей мебелью семидесятых и восьмидесятых годов, с коврами и хрусталем. Хозяйка всю жизнь проработала продавцом в торговле. Она заявляет: “Я ни в чем не согрешила”. – ?!
Валерий Колесник