Неверующие тоже веруют (3)
Представления
о здоровье.
Здоровье волнует всех и в том числе и
тех, кто еще здоров.
Самое
главное в жизни – здоровье.
В это верят те, кто болеет. Но как только
человек выздоравливает, то акцент в
верованиях смещается в пользу других
фантазий: о деньгах, об успехе, об отдыхе.
“Спиртное
– зло, но сто грамм за обедом – можно,
для аппетита”.
Как-то человек не может сообразить, что
тот, кто сейчас копается в мусорном
баке, когда-то впервые выпил сто грамм
для аппетита и совсем не намеревался в
будущем искать закуску в мусорном баке.
“Пить
можно, только в меру. Надо хорошо
закусывать”.
В таком случае можно пить и мышьяк, но
надо определить меру и хорошо закусывать.
Все
болеют.
Ну, во-первых, не все: "Моисею
было сто двадцать лет, когда он умер; но
зрение его не притупилось, и крепость
в нем не истощилась"
(Втор. 34:7).
А,
второе, пробовал ли кто пожить, не
согрешая, лет двадцать и оценить после
этого свое здоровье?
Кто
не курит и не пьет, тот здоровеньким
помрет. Это
произносится как шутка, как насмешка
над некурящими и непьющими. А что в этом
смешного? Разве смерть без болезней и
мучений не благо? А сколько таких, кто
вопит о смерти потому, что нет сил
переносить боль?
“По
утрам надо выпивать стакан воды. Яблочный
уксус полезен. Зарядка по Микулину –
встряхивание. Полезно почаще разряжаться
(по Микулину). Полезно ездить на лошадях.
Магнитный браслет полезен. Кремниевая
вода полезна. Очень полезна металлическая
пластина двадцать на двадцать сантиметров
для защиты от различных электромагнитных
излучений”.
И много-много другого, подобного этому.
То,
что спорт – здоровье, мало-мальски
образованные люди уже не говорят. А вот
то, что физкультура – здоровье, это
утверждают еще многие. Хотя проверить
это не может никто и в это только верят.
Но Бог говорит: "Видите
ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня:
Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я
исцеляю, и никто не избавит от руки Моей"
(Втор.
32:39).
Бытовая
“мудрость”.
Такого рода сентенциями обладают все.
Все знают как правильно строить семью,
как строить благополучный быт. У всех
людей есть житейская мудрость, даже у
тех, кто семьи никогда не имел.
“В
доме всегда должен быть запас на всякий
случай”.
Выглядит очень правдоподобно. Только
один из возможных контраргументов. Как
много советских граждан имели сбережения
в сбербанке? И сколько из них сумели их
вернуть в первоначальной стоимости? А
Христос говорит: "Итак
не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо
завтрашний сам будет заботиться о своем:
довольно для каждого дня своей заботы"
(Мат. 6:34).
“Нужно
уметь постоять за себя”.
И отправляют детей в секции по восточным
единоборствам, где сознание однозначно
деформируется. Для ребенка становится
проще держать удар, ребенок удара не
боится, но также ребенку становится
проще ударить другого. Господь говорит:
"А
Я говорю вам: не противься злому. Но кто
ударит тебя в правую щеку твою, обрати
к нему и другую"
(Мат. 5:39).
Как такому ребенку позже принять такое
утверждение Иисуса?
“Автомобиль
должен сам себя кормить”.
С одной стороны – это кокетство. Хочется
ездить, а не ходить пешком. С другой –
человек становится рабом автомобиля.
Приходилось слышать: “Во
дворе должен быть мотор. Хоть казенный”.
“Каждый
молодой человек должен послужить в
армии”. Послужить
в армии – это значит полгода быть забитым
животным, а следующие полтора года или
хотя бы полгода быть животным, забивающим
другого. Так уж ли это надо? Служили,
служили, и, в результате, российская
армия оказалась совершенно не готовой
к войне в Чечне. Так что же это за служба?
“Если
сам о себе не позаботишься, то никто не
позаботится”.
Для скольких людей пришла старость и
пришла нужда в помощи других людей. И
уже нет упования на свои силы.
“Должно
быть не хуже, чем у людей”.
И закатывается свадьба на 200 персон, и
делаются долги лет на пять, а дети через
полгода разводятся.
Родственные
представления.
Это представления о семье, о семейных
ценностях.
“У
детей должен быть отец.
Ребенку
нужен отец.”
Всякий ли мужчина может быть отцом? А
ведь во многих случаях уже принимают
всякого, какой подворачивается. Да и
ребенку ли нужен этот мужчина?
“Семья
– самое дорогое”.
Это одно из самых сильных человеческих
убеждений. Ради семьи готовы жертвовать,
жертвовать достатком, здоровьем, а то
и жизнью. Но Толстой говорил, что нет
таких преступлений, на которые не пошел
бы человек ради семьи. А сколько склок,
конфликтов и даже преступлений, которые
совершаются в семье. Совокупный житейский
опыт человечества учит, что мама - не
самое дорогое, что дети - не самое дорогое,
что муж - не самое дорогое, что жена - не
самое дорогое, что брат - не самое дорогое,
что сестра - не самое дорогое. Какими
горькими бывают разочарования в семье.
Христос говорит: "Около
Него сидел народ. И сказали Ему: вот,
Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои,
вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им:
кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев
сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь
Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять
волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и
матерь" (Мар.
3:32-35).
Но это тоже вопрос веры.
“Не
развелись из-за детей”.
Это одно из сомнительных утверждений.
Если муж и жена довели конфликтами
отношения до развода, и так все и осталось,
то их детям можно только посочувствовать.
Ценность ли такая семья? Если же смирились
и примирились, то это еще куда ни шло, и
не в детях дело. Для постороннего такое
утверждение может казаться не лишенным
смысла. В действительности же этот мотив
ценности не имеет.
“Я
хочу быть замужем.
Муж
должен обеспечивать так, чтобы я сидела
дома”.
Это очень заманчиво. Но хоть одна дает
себе отчет, ради чего она должна сидеть
дома? Хоть одна молодая женщина в нашей
стране осознает, во что превратит её
сидение дома, если она намерена только
сидеть. Это одно из тех утверждений, что
произносят, но имеют в виду совсем
другое.
Представления
о воспитании детей.
Этими представлениями располагают
учителя, “продвинутые” родители,
“образованная” интеллигенция.
С
Запада движется система воспитания,
которая кажется привлекательной. В её
основе следующие идеи: “В
промежутке от 6 к 10 годам система ставит
целью иметь ребенка здоровым, счастливым,
добрым и ласковым. Основные виды школьных
занятий — игры, живое общение. Категорически
противопоказаны насилие над личностью,
муштра и ежедневное 5-6-часовое сидение
в душном классе. В промежутке от 10 к 15
годам система ставит целью иметь
подростка здоровым, общительным, в меру
умным и настолько образованным, чтобы
он мог реально представить себе,
во-первых, что такое он сам («чего я хочу,
что я могу и к чему я способен»), и,
во-вторых, что такое мир современной
взрослой жизни и рынок труда. Система
отвергает принуждение и контроль знаний”
(«Общее» образование, или Долой Гамлета
из восьмого класса! Автор: Владимир
ЗВИНЯЦКОВСКИЙ. «Зеркало недели»). В
действительном же образовании происходят
странные метаморфозы. В сознании детей
оседает много новейшего мусора.
Справедливость оказывается просто
равенством. Нивелируется квалификация,
опыт и образование. И некому детям
рассказать, что вся человеческая жизнь
будет сопровождаться трудом и проблемами.
Что человека должны сопровождать
физический и интеллектуальный труд по
совершенствованию своей личности. И
некому детям рассказать, что шанс быть
счастливым имеет каждый ребенок, но
этот шанс только в Боге.
И еще один комплект
педагогических мифов (из статьи Владимира
Карпычева “Мифы, которые убивают наших
детей”). Здесь, пожалуй, особые комментарии
и не нужны.
-
Есть люди серые и бесталанные, которым,
чтобы чего-то добиться в жизни, нужно
много учиться и работать. А есть способные
и талантливые, у которых счастливая
жизнь будет складываться сама собой
легко и просто.
-
Человек должен добиваться успеха и
финансового благополучия в раннем
возрасте, в крайнем случае лет до 25, а
если нет, то он неудачник.
-
Главное условие счастья – это деньги.
То есть, главное иметь, а не уметь. Вот
появятся деньги, а потом счастливая
жизнь сложится сама собой.
-
Если у тебя не идеальная внешность, то
ты уже неудачник по определению.
Самый вредный миф –
это миф о «Большой Халяве». Каким-то
непостижимым образом в наших умах живет
вера в то, что человеку сам по себе может
представиться шанс добиться успеха.
Что настоящая удача и счастье не
планируются и не достигаются
целенаправленными усилиями. Что-то
вроде желания получить прямо в руки
большое красивое и вкусное яблоко,
просто сидя под деревом, подставляя
ладони.
Валерий Колесник